Минпромторг России разработал проект постановления правительства, который предусматривает изменение методики расчёта утилизационного сбора.
Согласно нововведениям, с 1 ноября сбор будет рассчитываться не по объёму двигателя, а по его мощности с применением прогрессивной шкалы. Льготная ставка сбора для физических лиц (3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи за автомобиль старше трёх лет) будет действовать только для машин мощностью до 160 лошадиных сил.
В министерстве пояснили, что изменения обусловлены большим количеством иностранных автомобилей с небольшим объёмом двигателя, но высокой мощностью. Из-за технических особенностей такие машины аналогичны тем, которые сейчас облагаются высокой пошлиной.
В результате бюджет недополучает часть доходов, а машины одного класса оцениваются по-разному.
Базовая ставка будет формироваться на основании типа и объёма двигателя, но далее его мощность повлияет на применяемый коэффициент.
Документ был подготовлен в ответ на обращение ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР). Подписи под обращением поставили, в частности, глава КамАЗа Сергей Когогин, президент УК группы «ГАЗ» Вадим Сорокин и гендиректор «Соллерса» Николай Соболев.
Предприятия отметили широкое распространение иномарок с турбированным двигателем и гибридных автомобилей, мощность которых при небольшом объёме двигателя может быть значительно выше аналогов. В связи с этим сборы в нынешнем виде не обеспечивают «социальную дифференциацию», то есть покупатель может приобрести по заниженной цене автомобиль более высокого класса.
Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков напомнил, что в 2026 году «АвтоВАЗ» и ГАЗ планируют выпустить автомобили с турбированными моторами. Поэтому им нужны ограничения для конкурентов.
По мнению экспертов, с новым утилизационным сбором модели в среднем подорожают на 800 тысяч рублей.