Андрей Эшпай: жизнь в музыке.
Есть такая старая картина «Первый троллейбус», на которой изображена группа молодых людей, влюблённых в одну девушку, — водителя утреннего троллейбуса.
В фильме снялись многие прекрасные актёры, среди которых были совсем молодые Олег Даль, Нина Дорошина, Михаил Кононов, Александр Демьяненко, а также неподражаемый Георгий Вицин, сыгравший пьяного пассажира, поющего «Я — маленькая балерина».
Музыка Андрея Эшпая, прозвучавшая в фильме, могла бы украсить любой популярный американский фильм того времени.
Она совершенно голливудская по своей сути. Это какое-то чудо, но мелодия оказалась абсолютно уместной в фильме про одесскую рабочую молодёжь 60-х годов.
В мелодраме «Семья Ивановых» (1975) дочка потомственного рабочего металлургического комбината в какой-то момент исполняет песню, словно взятую из голливудского мюзикла, только на стихи М. Ножкина.
И этот номер идеально вписывается в фильм.
Эшпай не стремился подражать американцам, он просто был удивительно разносторонним композитором.
Он писал музыку, потому что мог это делать. Он также мог легко сочинить почти русскую народную песню «Мы с тобой два берега у одной реки» или городскую (тоже народную) «Серёжка с Малой Бронной».
Андрей Яковлевич написал балет «Ангара», хор «Из первого послания к коринфянам св. апостола Павла», оперетту «Любить воспрещается» и основанные на марийских мелодиях «Песни горных и луговых мари».
Кроме того, он создал неисчислимое количество «академических» произведений — симфоний, концертов, увертюр.
15 мая Андрею Эшпаю могло бы исполниться 100 лет.
Эта фраза выглядит классическим журналистским ляпом («сегодня Данте Алигьери исполнилось бы 750»), но кажется, что Андрей Яковлевич мог бы дожить до этого юбилея. Он умер в 90 лет, но в последних интервью выглядел полным сил и энергии.
Те, кто с ним общался, восхищённо писали: «Время Андрея Эшпая не берёт, несмотря на возраст, он весел, остроумен и лёгок на подъём».