Уникальное судно обнаружено.
Куратор музея Хокан Альтрок подчеркнул важность открытия затонувшего судна.
Он отметил, что это судно — «увлекательная связь между средневековым и современным кораблестроением». Размеры корабля составляют около 30 метров в длину и 7 метров в ширину.
Его хорошее состояние позволяет сохранять вертикальность кормы и руля, что делает его ценным для изучения. Уникальность затонувшего судна заключается в технологии его строительства.
Корабль был построен методом «карвел», при котором доски укладываются ребром к ребру для создания гладкого корпуса. Это отличает его от традиционных скандинавских кораблей, построенных с использованием досок внахлёст.
Метод «карвел» стал популярным в Средиземноморье с VII века нашей эры и позволил создавать более прочные и крупные суда, соответствующие требованиям военно-морского дела. Особенно это стало актуально с появлением пушек на кораблях в XV веке.
Основные исследования древесины, проведённые экспертами из Лундского университета, показали, что древесина, использованная для затонувшего судна, была произведена либо в районе Кальмар, либо в восточном Блекинге на юге Швеции. Это открытие соответствует историческим данным о том, что шведское судостроение конца XV века находилось под влиянием континентальных технологий.
Затонувшее судно стало одним из пяти известных кораблекрушений в районе Ландфьордена. Изначально их считали связанными с викингами и легендарной морской битвой короля Норвегии Олафа Святого.
Однако недавние исследования показали, что большинство из этих судов относится к XVII–XVIII векам. Находка затонувшего судна № 5 — самая древняя среди них.
Первоначальные попытки датирования не увенчались успехом, но последующие анализы, проведённые на основе древесины, подтвердили его происхождение как конца XV века. Музей Врак продолжает изучение морской среды вокруг Херинги и разрабатывает планы по созданию отдельного исследовательского проекта под названием «Затонувшее судно № 5».
Альтрок выразил надежду на привлечение стороннего финансирования для раскопок. Он добавил: «Этот корабль — не простая реликвия прошлого, а ключ к пониманию эволюции судостроения в Швеции».
Это открытие расширяет восприятие археологов о морской истории и подчёркивает технологические достижения, которые оказали влияние на морскую войну и торговлю в позднем средневековье.