США и Китай в тупике: поиск выхода из торговой войны.

Экономист Михаил Беляев в разговоре с «Лентой.ру» заявил, что США могут сильнее пострадать от торговой войны с Китаем.

По его словам, Китай является монополистом на рынке редкоземельных металлов. «Пошлины в 125 и 145 процентов, которые Китай и США ввели друг против друга, являются запретительными и нанесут серьёзный урон обеим странам.

Они загнали себя в тупик, и теперь им нужно будет найти выход из ситуации так, чтобы не потерять лица», — сказал Беляев. Он отметил, что дефицит торгового баланса США по отношению к Китаю составляет порядка 200 миллиардов долларов.

После введения пошлин у Пекина появится избыточная продукция на эту сумму, которую нужно будет продать, но найти покупателя на такие объёмы непросто. Беляев добавил, что для США важны поставки из Китая, в частности, электротехника, энергоресурсы, медицинская и измерительная аппаратура.

Также это обслуживание авиации. Китаю необходимо обслуживать американские самолёты, которые есть в его авиапарке.

Однако, по мнению экономиста, Пекин теряет меньше, чем Вашингтон. «Самое плохое для американцев — это редкоземельные металлы.

На этом рынке Китай стал практически монополистом, сосредоточив у себя порядка 75 процентов от всех объёмов. Заменить, купить где-то в другом месте эти металлы невозможно», — уверен Беляев.

Кроме того, по оценке экономиста, запас прочности у экономики Китая несколько больше, чем у США. Это связано с тем, что китайский рынок остаётся растущим и находится под жёстким управлением государства.

Напомним, в совокупности с ранее введёнными мерами пошлины США на китайские товары составляют 145 процентов. Китай в ответ на это ввёл пошлины в 125 процентов.

Также сообщалось, что на фоне общей угрозы в виде политики Вашингтона руководство ЕС и Китай начали обсуждать способы противодействия политике США. В том числе речь идёт о продажах китайских электрокаров в Европе и доступе европейских товаров на рынок КНР.


Правительство сохраняет условия импорта пальмового масла
В пресс-службе Белого дома подтвердили, что правительство не намерено ужесточать условия импорта пальмового масла в Россию.

Действующее законодательство, по мнению правительства, уже достаточно регулирует производство, перевозку, хранение и использование этого продукта. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на октябрьское постановление Госдумы.

Депутаты просили кабмин представить позицию по ряду вопросов, связанных с пальмовым маслом, и оценить идею о повышении ставки ввозной таможенной пошлины на продукт и его фракции. Кроме того, они предлагали применить к нему меры нетарифного регулирования, ввести акцизы и усилить ответственность за введение потребителей в заблуждение.

Однако в ответе правительства со ссылкой на отчёт Европейского общества детской гастроэнтерологии, гепатологии и питания (ESPGHAN) от 2019 года указано отсутствие доказательных рисков от применения пальмового масла для здоровья детей. В тематическом обзоре Всемирной организации здравоохранения 2024 года также не говорится о его вреде по сравнению с другими растительными маслами и животными жирами.

При этом в России и без дополнительных мер запрещено использовать пальмовое масло во всех структурах, организующих питание детей. Не допускается также применение растительных жиров в молочной продукции и мороженом.

За отсутствие указаний на присутствие пальмового масла в продукции уже предусмотрены административные наказания. Ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики РАНХиГС Денис Терновский согласен с позицией правительства.

Он заметил, что действующее законодательство достаточно строгое, а дальнейшее регулирование может перевести использование пальмового масла в серую зону, где контроля качества не будет вообще. Глава комитета Госдумы по вопросам семьи Нина Останина ранее рассказала, что потребление пальмового масла значительно возросло — с 200 граммов на человека в СССР до более чем семи килограммов.

По её словам, именно с этим фактом связано массовое уничтожение поголовья скота в России.


Минпромторг предлагает расширить льготы для производителей
Минпромторг предлагает включить в список компаний, получающих льготы по налогу на прибыль и страховым взносам, производителей монопродуктов в сфере электроники, таких как принтеры, сканеры, звуковые, видео- и сетевые карты, мониторы и проекторы.

Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники. Сейчас льготы доступны производителям ноутбуков, планшетов, смартфонов, смарт-карт и кассовых аппаратов, для которых ставка налога на прибыль составляет 8%, а по страховым взносам — 7,6%.

Чтобы получить поддержку, устройства компании должны быть включены в перечень отечественной продукции, а сама компания — в реестр организаций, работающих в сфере радиоэлектронной промышленности. Льготы предоставляются тем производителям, у которых профильная деятельность приносит не менее 70% дохода.

Аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов отмечает, что на практике список получателей льгот практически не изменится. Звуковые, видео- и сетевые карты в России не производятся, а другие устройства часто выпускаются компаниями, которые уже получают поддержку за счёт производства ноутбуков или смартфонов.

Источник в одном из производителей электроники считает, что изменения могут быть интересны компаниям, выпускающим монопродукты, которые исторически не относились к радиоэлектронике, например, производителям принтеров. С будущего года в России вводится технологический сбор для поддержки производителей электроники, который должен стать аналогом утилизационного сбора в автомобильной промышленности.

Размер платежа за одно устройство предлагается ограничить пятью тысячами рублей. В правительстве считают, что такое повышение цен не повлияет на продажи.


Машиностроение Германии переживает спад
Согласно сообщению агентства Bloomberg, машиностроительная отрасль Германии переживает самый длительный спад за последние три десятка лет.

Ожидается, что с начала октября и до конца декабря производство в этом секторе экономики будет снижаться уже двенадцатый квартал подряд. Это означает, что спад продлится три года и станет самым продолжительным с начала 1990-х, когда Германия преодолевала структурные потрясения, связанные с объединением Западной и Восточной частей страны.

Ситуация усугубляет положение промышленности ведущей европейской экономики, которая и так испытывает трудности. Например, представители химической промышленности заявили, что в ноябре 2025 года производство снизилось до уровня 1995 года.

По информации федерального статистического агентства Destatis, в текущем году немецкая промышленность сокращает более десяти тысяч рабочих мест ежемесячно. Это усиливает опасения относительно будущего страны.

Занятость в машиностроительном секторе уменьшилась на 2,4 процента по сравнению с прошлым годом. Основная проблема — пошлины, введённые президентом США Дональдом Трампом.

Поставки немецких машин и оборудования в Соединённые Штаты, крупнейший экспортный рынок для этой отрасли, с января по сентябрь снизились на 9,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В начале октября стало известно, что по итогам августа 2025 года суммарные объёмы экспорта продукции из Германии в США уменьшились на 2,5 процента по сравнению с июлем.

Негативная динамика фиксировалась уже пятый месяц подряд.


Правительство обдумывает новую льготу для многодетных семей
Правительство России рассматривает возможность введения нового формата поддержки многодетных семей — выдачи специальных топливных карт.

Они позволят приобретать бензин и дизельное топливо по льготным ценам. Об этом стало известно из письма первого заместителя главы Минэнерго Павла Сорокина в аппарат кабмина, которое цитирует газета «Известия».

В документе указано, что нефтегазовые компании признают важность инициативы и готовы обсуждать её. Однако некоторые участники рынка указывают на сложности в администрировании такой системы и риск злоупотреблений.

Нефтяные компании также обращают внимание на финансовые издержки, которые им придётся нести при предоставлении скидок. Источник покрытия этих издержек ещё предстоит определить.

Кроме того, продавцам топлива потребуется дополнительная рабочая сила для работы с многодетными семьями. Их количество, по данным Минтруда, составляет 2,86 миллиона.

В ответ на запрос Минэнерго производители попросили уточнить условия программы поддержки и учесть ряд нюансов. Например, необходима идентификация граждан, имеющих право на льготу, например, через соответствующий реестр.

В «Татнефти» заявили, что поддерживают инициативу только в том случае, если она станет частью единой государственной поддержки многодетных семей. Российские вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и независимые сети АЗС уже имеют программы лояльности с предоставлением скидок.

Зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич отмечает, что количество скидочных карт составляет 40–50 миллионов единиц, и до 75% всего розничного оборота топлива происходит с их использованием. Поэтому, по мнению депутата, новая скидка не окажет значительного влияния на участников рынка, но станет хорошим имиджевым шагом.

Однако управляющий партнёр компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева отмечает, что пока власти не конкретизировали параметры льготы, сложно говорить о её эффекте и последствиях для компаний. Если правительство переложит все расходы на нефтяников, то стоимость бензина без скидок может вырасти.


Новости по теме