Обсуждались, запрещали, штрафовали: какие изменения ждут водителей?
На специальном интернет-ресурсе было оставлено около 100 замечаний к инициативе Минтранса.
Замечания и комментарии разработчиков будут опубликованы вместе. Авторы проекта не обязаны учитывать замечания.
Впереди — парламентская процедура, которая для правительственных законопроектов обычно легко преодолима. Если всё пройдёт гладко, новации станут законом уже весной следующего года.
Самое известное из усовершенствований — запрет на использование за рулём устройств, которые не предусмотрены конструкцией транспортного средства и требуют использования рук или отвлечения от управления. Юристы объяснили, что речь не идёт о еде, питье, курении за рулём, почесывании и других непроизвольных жестах.
Телефоны как таковые не запрещены, но нельзя держать их в руках. Можно использовать голосовое управление для навигации или просмотра сериала.
Однако вейпы и другие подобные устройства запрещены. Для водителей вводят ещё один предупреждающий знак — «стоянка специальной техники».
Он дублирует «штрихованную» разметку, запрещающую парковку на некоторых площадках около домов, и имеет «охранную зону» в 5 метров. Это увеличивает площадь запрета парковки в зонах для спецтехники.
В проекте остались и обсуждавшиеся ранее солидные штрафы за повторную езду без ОСАГО, опасное вождение и неостановку по требованию инспектора ДПС. Последнее нововведение фактически отменяет норму 2000-х годов, когда водителям разрешили ехать до ближайшего поста ДПС в случае сомнений.
Теперь эта «опция» становится платной, так как останавливать могут и просто для проверки документов. Всего вводится около полутора десятков новых штрафов.
Самая спорная часть поправок касается средств индивидуальной мобильности (СИМ), то есть электросамокатов. Их собираются регистрировать в особом реестре, аналогично постановке на учёт автомобиля, но без ПТС.
Перед каждой поездкой водитель СИМ должен зарегистрировать поездку и включить «маячок» для отслеживания. Системы контроля за передвижением СИМ и мопедов могут создать в крупных городах страны.
Пользование этими системами может быть платным. Мастер по ремонту электросамокатов объяснил, что это предложение, вероятно, было сделано операторами кикшеринга, так как у них отслеживание уже действует по умолчанию и включено в стоимость.
Владельцу частного самоката придётся выполнять все эти действия самостоятельно, что неудобно. Главный вопрос, сопровождающий ужесточение правил для СИМ, — кто и как будет «администрировать» частные самокаты, то есть ловить и проверять весь поток проезжающих.
Без «маячков» они становятся добровольными. Однако штрафы за нарушения на СИМ планируются значительные — до 30 тысяч рублей, что может стимулировать дорожную полицию ловить «симокатов».