Зинаида Серебрякова пишет картины.
Посетительница у картины «Балетная уборная.
„Снежинки“» из балета П. И.
Чайковского «Щелкунчик» (1923 год) во время работы выставки работ Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее. Много лет назад, летом 1959 года, Зинаида Серебрякова писала своей дочери из Парижа в СССР: «В Париже сейчас много фильмов советских, но всё это идёт в дорогих кино, и нам недоступно».
Потом она пишет, как просматривала у знакомой «множество новоизданных книг по искусству». И добавляет: «Все эти книги стоят большие суммы денег, а потому нам недоступны».
Было ей к этому моменту уже почти 75, она жила во Франции уже 35 лет, у неё даже были персональные выставки, да и в «сборных экспозициях» она участвовала неоднократно. Она до сих пор рисовала, иногда делала портреты на заказ, ходила в Лувр по «бесплатным дням», пользовалась уважением и в обществе эмигрантов-соотечественников, и среди французских коллег, но не могла себе позволить билет в кино.
Такая счастливая парижская жизнь. Она родилась в имении Нескучное в Курской губернии.
Отец, Евгений Лансере, был известным скульптором. Мать, Екатерина, родилась в семье архитектора Николая Бенуа, её братом был художник Александр Бенуа.
В таком высококультурном семействе и появилась на свет Зина — младшая. Два брата, три сестры.
Правда, именно Зинаиде не посчастливилось долго общаться ни с отцом Лансере, ни с дедом Бенуа. Но начало двадцатого века юная Зина встретила красиво.
Поездка с матерью и сёстрами в Италию, жизнь на острове Капри, в Риме, в Вене. Уроков живописи было мало — всё как-то урывками, на что потом Зинаида Евгеньевна сетовала постоянно, испытывая комплекс неполноценности.
Мол, и с грунтовкой холста ничего не получается, и рисовать-то она толком не умеет.