Андрис Лиепа восстанавливает балеты.
В 1909 году Сергей Дягилев привёз в Париж русскую балетную труппу с балеринами Анной Павловой и Тамарой Карсавиной.
Так начались легендарные «Русские балетные сезоны». Этой теме был посвящён круглый стол «Балет.
Русские сезоны», который прошёл в «Комсомольской правде».
Одноактный балет «Жар-птица» Игоря Стравинского был написан по заказу Сергея Дягилева для его антрепризы.
Премьера спектакля в хореографии Михаила Фокина состоялась в Париже на сцене театра «Гранд Опера» летом 1910 года.
Следующая премьера — балет «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского — тоже в рамках «Русских сезонов» — прошла летом 1911 года на сцене парижского театра «Шатле».
А через год там же был представлен балет «Синий бог» в постановке Михаила Фокина.
В то время не было теле- и видеозаписи, но эти балеты дошли до нас, они не утеряны, уже восстановлены и возобновлены.
Балетной «реставрацией» много лет занимается народный артист РФ Андрис Лиепа. Когда-то балет «Видение розы» восстанавливал его отец, выдающийся танцовщик, народный артист СССР* Марис Лиепа.
«Дягилев был первым импресарио, который начал вывозить балеты за рубеж. Не артистов, а именно спектакли, что до него никто не делал.
Представляете, какие были логистические трудности», — говорит Андрис Лиепа.
Сейчас он занимается восстановлением постановок Михаила Фокина.
«Спектакли в хореографии Фокина — шедевры мирового балета. В 1993 году я восстановил балеты „Петрушка“, „Жар-птица“ и „Шехерезада“.
Сейчас они идут на сцене Мариинского театра. Их реставрация — в планах Большого театра.
Меня пригласили восстанавливать эти спектакли с оригинальными декорациями Головина в „Жар-птице“, Бенуа в „Петрушке“. Моя мечта — перенести балет „Шехерезада“ на сцену Большого театра».
*Запрещенная в России экстремистская организация