Ромео и Джульетта: возвращение на сцену Большого театра
Балет «Ромео и Джульетта» вернулся в репертуар Большого театра.
Это шедевр балетного искусства, один из лучших советских драмбалетов, который сочетает великую музыку Сергея Прокофьева, хореографию Леонида Лавровского и живописные декорации Петра Вильямса. Премьера «Ромео» прошла 11 января 1940 года в Кировском (ныне Мариинском) театре.
Галина Уланова стала первой и, как считается, лучшей Джульеттой всех времён и народов. Она отличалась не только хореографическим мастерством, но и пластикой, природным артистизмом.
После премьеры Галина Сергеевна остроумно переиначила шекспировские строки: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Композитор часто менял темп и настроение музыки, что было непривычно для балета.
Однако эту «проблему» успешно решил Леонид Лавровский. В новой редакции его «Ромео и Джульетта» после войны переехал на сцену Большого театра.
Эта версия принесла советскому балету первый международный триумф, когда в 1956 году Большой театр отправился на гастроли в Лондон. Хотя англичанам было страшно везти Шекспира.
Как вспоминал Лавровский, в первые секунды, когда закрылся занавес, в зрительном зале наступила гробовая тишина, его чуть не хватил инфаркт. Но через секунду грянули овации.
Выступление артистов Большого театра стало сенсацией на Западе. Таких многоактных масштабных балетов с большим количеством артистов и эпическими декорациями там давно не ставили.
Но спустя несколько лет направление моды изменилось, и драмбалеты стали критиковать за старомодность и малое количество танцев. Поэтому спустя время решили «тряхнуть стариной» и вернули балет на сцену.
Восстановление балета «Ромео и Джульетта» осуществил сын Леонида Лавровского — Михаил Лавровский, народный артист СССР* и балетмейстер. Полвека назад он сам танцевал Ромео в постановке своего отца.
О новом спектакле мы поговорили с Михаилом Леонидовичем.
*Запрещенная в России экстремистская организация