Спектакль Евгений Онегин оставляет впечатления.
На Основной сцене Театра Маяковского прошла премьера «Евгения Онегина».
Спектакль оставляет смешанные чувства.
В очередной раз хочется похвалить художника-сценографа Владимира Арефьева, который не перестаёт удивлять богатством своего воображения. В этом спектакле, как и в «Лесе», он снова играет с водной стихией, меняя её состояние по ходу действия.
То на сцене журчат ручьи, и по ним бегут бумажные кораблики. То из каменной стены бьют ключи, то звенит капель, то сыплет снег, то эффектно свисают сосули в человеческий рост.
Хороша сцена бала (работа хореографа Игоря Шаройко) на именинах Татьяны, затейливый танцевальный номер исполняют молодые артисты. Хорошо фольклорное пение (хотя и длинновато на мой вкус) в сцене святочных гаданий.
И, наконец, совершенно прекрасна актриса Татьяна Орлова. В «Онегине» она и в роли няни, и ещё лирический персонаж.
Ей удались интонации — ирония и самоирония, на которые так рассчитывал режиссёр Перегудов, задумывая свою постановку.
Свою роль Татьяна Орлова, похоже, срежиссировала самостоятельно.
На то она и опытная актриса. Её молодым коллегам обрести себя в пушкинских героях оказалось гораздо сложнее.
Без режиссёрской настройки, без подробных разборов вообще трудно найти своё место в поэтическом театре. А коли не найдёшь, роман в стихах не пьеса, в нём диалогов мало, так свалишься в художественную декламацию.
Что в общем-то и случилось. Местами спектакль напоминал бесконечный стихотворный дивертисмент.
Одни актёры читают стихи более выразительно, другие — менее, кто-то делает длинные паузы, кто-то произносит с надрывом. Дядя самых честных правил (это такая роль; в разных составах её играют Евгений Парамонов и Анатолий Лобоцкий) сделал ставку на интерактив со зрительным залом.
Приём беспроигрышный на концерте Баскова в Кремле. Но в театре...
«Уж небо осенью дышало...» — декламирует дядя самых честных правил.
И даёт знак зрителям, мол, продолжайте. Зрители как школьники на уроке с места подхватывают: «...
уж реже солнышко блистало...»
Режиссёр Егор Перегудов объяснил этот нехитрый приём желанием вступить в «диалог со зрителем, хорошо знающим первоисточник».
Но так себе диалог. Заполнение пустоты.
По ходу дела вспомнили и «мороз и солнце, день чудесный...» и ещё стихотворения Пушкина, не имеющие отношения к «Евгению Онегину».
Что делать с характерами персонажей, актёрам, похоже, никто не потрудился объяснить. И они, будто зажмурившись, выплывают на сцену, резвятся и прыгают.
Каждый выплывал, как умел. У Никиты Языкова Ленский получился обаятельным и трогательным.
К тому же натуральный блондин, хотя в романе у него «кудри чёрные до плеч». Чёрные кудри достались Онегину, которого играет Мамука Патарава.
Уж чего Мамука не предпринимал на сцене, и играл в цу-е-фа, и бил воображаемым кием по воображаемым стеклянным шарам. У Пушкина Татьяна — печальна, молчалива, как лань лесная боязлива.
В спектакле Перегудова (Татьяну играет Варвара Бочкова) — девка-огонь, едва не ходит на голове.