Гриффит создал кинематограф.
Кинокритик Джеймс Эйджи сказал о Дэвиде Уорке Гриффите: «Он добился того, чего не смог добиться никто другой.
Смотреть его работы — это как стать свидетелем появления мелодии, или первого осознанного применения рычага или колеса; возникновения языка и первой сказанной на нём фразы; рождения искусства: и подумать только — всё это сделал один человек!» Конечно, кино придумали братья Люмьеры, но именно Гриффит сделал кинематограф таким, каким мы его знаем.
Он изобрёл или сделал нормой практически всё, что мы сейчас воспринимаем как должное: крупные планы, энергичный параллельный монтаж, флэшбеки. До Гриффита лица актёров крупно почти не снимали.
Но однажды ему потребовалось показать, что персонаж, жулик, не доверяет своему партнёру. Он попросил изобразить недоверие на лице и приблизил камеру.
Продюсер был в ярости: «Мы платим за всего актёра, мистер Гриффит, и хотим видеть его целиком!» Но Гриффит настоял на своём.
Он подошёл к скептику поближе и сказал: «Посмотрите на меня, мистер Марвин, — вы меня видите всего целиком? Нет!
Вы видите только половину меня, верно? И дверь позади меня тоже видна неясно, верно?
То, что я показал на экране, и вы, и всякий другой видит тысячу раз в день». Это было в начале 1910-х.
Крупные планы появлялись в кино раньше, но это были случайности, а после Гриффита без них было невозможно представить фильмы.