Алексей Локтев — звезда фильма Я шагаю по Москве.
В фильмографии Алексея Локтева меньше двадцати картин, и подавляющее большинство ныне забыты.
Есть «Печки-лавочки» Шукшина, есть популярный приключенческий фильм «Наградить (посмертно)», но там он появлялся, по сути, в эпизодах. Большая роль в фильме, оставшемся в истории, — только одна: в «Я шагаю по Москве».
Локтев играл одного из трёх парней, весело шатающихся по столице в компании продавщицы грампластинок; молодого сибирского писателя Володю Ермакова, чей рассказ опубликовали в московском журнале. В сущности, он был главным героем: именно прибытием Володи в столичный аэропорт начинался фильм, именно с ним зритель «заходил» в сюжет, именно у него намечались по-настоящему серьёзные отношения с героиней Галины Польских.
И именно Локтев в 1964 году был самым известным из актёров, снявшихся в «Я шагаю по Москве». К тому моменту он снялся всего в трёх картинах, но одна из них, «Прощайте, голуби», пользовалась довольно большой популярностью.
Георгий Данелия рассказывал в интервью: «Алексей пришёл ко мне в картину, как сейчас бы сказали, уже медийным лицом. Но он не „включал звезду“.
Был, несмотря на свою популярность, скромным и стеснительным. Я даже поражался порой, как угадал с исполнителем этой роли.
Локтев как будто не играл, у него и его героя просто было много общего. Алексей был очень талантливым и дисциплинированным артистом.
К тому же фактурным. После выхода на экраны фильма „Я шагаю по Москве“ больше всего писем на киностудию „Мосфильм“ от девочек, девушек, женщин страны приходило не Михалкову, а именно Локтеву».
Алексей родился не в Сибири, как его герой, а на Урале: в городе Орске Оренбургской области. Это было в 1939 году, а уже в 1943-м его отца, инженера по цветным металлам, перевели в Москву.
Там Алексей учился в школе и начал со временем заниматься в театральной студии (возможно, сказались гены: мать играла в любительском театре, и её даже приглашали во МХАТ, но этому воспротивились её родители). После школы Алексей собрался поступать во ВГИК, но его не приняли под невероятным предлогом: будто бы он нефотогеничен.
Он год проработал токарем на заводе, а потом поступил в ГИТИС. И с первого же курса его утащили сниматься в «Прощайте, голуби!
», причём он не мог поверить, что кто-то всерьёз им заинтересовался и зовёт на главную роль, игнорировал вызовы на студию, его пришлось вести туда чуть ли не за руку.