Судьба проекта Байкал под вопросом.
Проект создания лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал» (ЛМС-901), который должен был прийти на смену устаревшему Ан-2, более известному как «кукурузник», может столкнуться с трудностями.
Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. Несколько собеседников издания, в том числе близкие к Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА), разработчику самолёта, настаивают, что его судьба пока не решена.
Однако другие констатируют, что машина требует серьёзных конструктивных доработок. По их мнению, решить все накопившиеся проблемы получится не раньше, чем через пять лет.
Близкий к Минпромторгу источник говорит о допущенных «драматических» ошибках при разработке самолёта, которые осознали только сейчас. Из-за них проект фактически придётся начинать заново.
Испытания показывают проблемы с устойчивостью на малых скоростях, высокие усилия на штурвале, необходимость сложных конструктивных доработок — увеличение хвостового оперения, перенос хвостового колеса и переработку шасси. УЗГА запросил на доработку проекта десять миллиардов рублей, однако неизвестно, получит ли он финансирование с учётом сроков.
Близкий к Минтрансу источник полагает, что создание «Байкала» могут полностью остановить, если найдётся альтернативное решение. Им может стать разрабатываемый самолёт «Ладога» или российско-белорусский «Освей», данных о котором пока нет.
А до этого времени авиакомпании продолжат эксплуатировать Ан-2. По данным издания, входящей в «Ростех» Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Минпромторг уже поручил возобновить производство представленного в 1965 году двигателя ТВД-10Б для самолёта Ан-2.
На эти цели компании понадобятся около 1,8 миллиарда рублей. Предполагалось, что УЗГА создаст для замены советской разработки мотор ВК-800, но сроки серийных поставок последнего по-прежнему остаются под вопросом.
Осенью 2024 года президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) раскритиковал ответственных за создание самолёта «Байкал». Глава государства потребовал ускорить сроки его вывода на рынок и сделать машину конкурентной по себестоимости производства.
Тогда же первый вице-премьер Денис Мантуров объяснил, что сертификация «Байкала» начнётся не раньше 2026 года, так как для машины нет отечественных двигателя и винта. В январе 2025 года стало известно, что для спасения проекта совет директоров УЗГА могут назначить бывшего президента Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Михаила Погосяна, в своё время отвечавшего за создание самолёта Sukhoi Superjet 100.