ChatGPT заменяет специалистов в психологической помощи.
Популярный чат-бот ChatGPT показал способность заменить специалистов в оказании психологической помощи.
Исследование было опубликовано в журнале Communications Psychology. Специалисты Университета Торонто (Канада) выяснили, что искусственный интеллект может быть эмпатичнее людей при оказании психологической помощи и решении кризисных ситуаций.
Это связано с тем, что ИИ даёт последовательные ответы без эмоционального напряжения, свойственного живым людям. Руководитель исследования Дарья Овсянникова отметила, что ИИ по определению не может испытывать эмпатию, поскольку не может соотнести свой опыт с опытом другого человека.
Однако чат-боты способны улавливать мелкие детали в разговоре и оставаться объективными. В ходе эксперимента участников попросили оценить уровень эмпатии ответов на вопросы, которые дали живые люди — специалисты по решению кризисных ситуаций, профессиональные психологи, и чат-бот ChatGPT.
Оказалось, что участники отмечали ответы ИИ как более сострадательные и отзывчивые. Овсянникова отметила, что даже профессиональные психологи испытывают усталость от сострадания к людям.
Им приходится жертвовать частью своей способности к сопереживанию, чтобы избежать выгорания. ИИ же лишён таких недостатков.
Автор исследования подчеркнула, что исключать живого специалиста из процесса психологической помощи всё равно нельзя. В середине 2024 года инженер Марина Минникова в колонке для издания VentureBeat объяснила, почему человек всегда будет превосходить ИИ.
Основной причиной она назвала креативность — способность людей устанавливать связи между, казалось бы, несвязанными понятиями.