Запасы газа в Европе снизились.

В разгар отопительного сезона в трёх европейских странах — Франции, Нидерландах и Хорватии — запасы газа опустились ниже половины от суммарной вместимости местных подземных хранилищ (ПХГ). По данным Ассоциации операторов газовой инфраструктуры Европы (Gas Infrastructure Europe, GIE), на 15 января 2025 года запасы газа во Франции составили 49,24 %, или 6,4 миллиарда кубометров.

Темпы отбора топлива из местных ПХГ выросли до максимума с начала отопительного сезона. В Нидерландах газовые резервы снизились до 47,58 %, а в Хорватии — до 47,74 %.

Эти показатели оказались наименьшими среди всех стран Евросоюза (ЕС). Наибольшие уровни заполненности ПХГ к середине января были зафиксированы в Португалии (близко к 100 % общей вместимости хранилищ), Швеции (88,04 %), Испании (77,48 %).

В числе лидеров по этому показателю также оказались Польша (77,35 %), Италия (71,44 %) и Австрия (70,31 %). В Германии запасы газа опустились до 68,48 %, в Словакии — до 67,59 %, в Болгарии — до 65,18 %, а в Венгрии — до 62,68 %.

Ранее сообщалось, что в первой половине января 2025 года темпы отбора газа в европейских ПХГ опустились примерно до 66 % от их совокупной вместимости. Темпы оказались на 28 % выше среднего значения за предыдущие пять лет.

С начала отопительного сезона в ЕС израсходовали в общей сложности более 34 миллиардов кубометров газа. В результате темпы расходов топлива в регионе оказались третьими максимальными за всю историю.

Однако нынешняя ситуация с газом в регионе далека от критической, сходятся во мнении эксперты. Текущие запасы топлива в европейских странах по-прежнему являются четвёртыми максимальными за всю историю ведения статистических наблюдений.

Суммарный же объём топлива ближе к середине первого месяца 2025 года составил 73,7 миллиарда кубометров и стал четвёртым максимальным для начала января.


Продажи авто на российском рынке бьют рекорды
В конце сентября 2025 года на российском рынке зафиксирован рекордный недельный показатель продаж новых автомобилей, о чём сообщает «Автостат» со ссылкой на собственные данные.

С 22 по 28 сентября в России было продано 32 274 новых автомобиля. Это максимальный показатель для 39-й недели года на внутреннем авторынке.

Отечественный производитель Lada сохранил лидерство среди представленных в РФ брендов. На долю этой марки за отчётный период пришлось 20,2% всех продаж.

В пятёрку лидеров также вошли Haval (14,4%), Geely (8,6%), Belgee (7,1%) и Chery (5,3%). Сергей Целиков, глава агентства, объяснил рост продаж новых машин в стране ажиотажным спросом в преддверии нового утильсбора.

Изменения в методике расчёта утильсбора, по его словам, серьёзно поднимут цены на импортные автомобили. Пострадают машины с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил, для которых не предусмотрены льготные ставки, что скажется на их конечной стоимости.

Среди наиболее подверженных удорожанию иномарок из-за нового утильсбора Целиков назвал популярные у россиян модели, включая Geely Monjaro, BMW X3, BMW X5, BMW 5-Series, Toyota Highlander, Toyota RAV4, Kia Sorento, Kia Carnival, Hyundai Palisade и Hyundai Santa Fe. В то же время в России останется ряд востребованных «доутильных» машин вроде Volkswagen Golf, Tiguan, Passat, Kia K3 и K5, Mazda 3, CX-3 и CX-30.

Из премиальных моделей, по словам эксперта, вряд ли будут подвержены резкому удорожанию BMW X1, Mercedes-Benz С-Class и Audi A3.


Увеличились поставки газа в КНР
В первом полугодии поставки газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» увеличились на 28,9 процента, как сообщает ТАСС, ссылаясь на данные «Газпрома».

Ранее компания сообщала, что за восемь месяцев 2025 года рост поставок составил 28,3 процента. «Газпром» также фиксировал суточные рекорды по поставкам газа в Китай.

В компании отметили, что добыча газа в январе — июне выросла на 0,64 процента и достигла 209,5 миллиарда кубометров, в то время как продажи холдинга сократились на 0,9 процента и составили 185 миллиардов кубометров. В начале сентября «Газпром» и китайская CNPC достигли договорённости об увеличении поставок по «Силе Сибири» с 38 миллиардов кубометров до 44 миллиардов.

Кроме того, стороны подписали меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири-2», срок действия которого, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, составит 30 лет.


Повысь рентабельность запасов нефти
По словам главы Министерства энергетики РФ Сергея Цивилёва, только половина суммарных запасов нефти в России является рентабельной с точки зрения геологоразведки.

Сейчас совокупные резервы нефти в стране оцениваются в 31 миллиард тонн, при этом около 15,5 миллиарда из них представляют собой трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ) и являются нерентабельными, как отметил министр. Доля ТРИЗ в структуре добычи российского сырья по итогам прошлого года составила около 60 процентов, что является высоким показателем.

Для повышения уровня рентабельности запасов нефти в стране Сергей Цивилёв призвал отечественные энергокомпании активнее инвестировать в развитие новых технологий. Они помогут увеличить эффективность добычи нефти и активизировать геологоразведку.

Ранее глава Роснедр Олег Казанов заявил, что нынешних запасов нефти России хватит примерно на четверть века. Речь идёт примерно о 13 миллиардах тонн рентабельных резервов сырья.

Для поддержания текущего уровня добычи необходимо иметь постоянный переходящий остаток запасов в 13–15 миллиардов тонн нефти, которые должны быть подготовлены к бурению. Для этого, как подчеркнул руководитель ведомства, нужна непрерывная геологоразведка.

Однако с этим могут возникнуть проблемы, поскольку отечественные отраслевые компании продолжают зависеть от западного программного обеспечения.


АвтоВАЗ вводит четырёхдневку
С 29 сентября 2025 года на заводах «АвтоВАЗа» введён четырёхдневный режим работы из-за сложной ситуации на внутреннем авторынке, сообщил глава первичной профсоюзной организации российского концерна Сергей Зайцев.

Об этом информирует «Интерфакс». Если спрос восстановится, руководство «АвтоВАЗа» сможет отменить ограничения и вернуть стандартный пятидневный график.

В противном случае, по словам Зайцева, неполный трудовой график может продлиться до полугода. О переходе на четырёхдневную рабочую неделю руководство «АвтоВАЗа» предупредило ещё во второй половине июля.

Продажи Lada в России за первые восемь месяцев 2025 года, по данным агентства «Автостат», снизились на 24,9% по сравнению с тем же периодом 2024 года. В начале второй половины сентября руководитель компании Максим Соколов не исключил, что сотрудники концерна могут перейти на неполную рабочую неделю.

Из-за проблем со спросом на внутреннем рынке «АвтоВАЗ» был вынужден резко сократить планы по производству автомобилей Lada на этот год. По итогам 12 месяцев объёмы выпуска машин составят чуть больше 300 тысяч единиц вместо планируемых 500 тысяч.

Трудности у концерна возникли из-за жёсткой денежно-кредитной политики Центробанка, снижения доступности автокредитов и общего подорожания новых машин в России.


Новости по теме