Бизнес-консультант Илья Русяев, основатель бизнес-сообщества «Русяев Клуб», в беседе с «Лентой.ру» объяснил, что запрет на экспорт бензина — это не регулирование розничных цен, а внешнеторговое ограничение.
Оно влияет на стоимость косвенно, через баланс спроса и предложения и оптовый рынок. Обычно экспортные ограничения сильнее и быстрее отражаются на оптовых котировках и сделках, потому что меняют альтернативу экспорту и ожидания участников рынка.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о снятии ограничения на экспорт бензина для производителей. Эксперт отметил, что на розничном рынке эффект от таких ограничений проявляется в снижении риска резкого роста цен, а не в их автоматическом падении.
Розничная цена на автозаправочных станциях обычно не падает автоматически, потому что в ней большая доля налогов и постоянных издержек. Кроме того, розничные цены меняются плавнее, чем оптовые.
Поэтому на заправке наиболее реалистичное ожидание от запрета — это сдерживание волатильности и попытка удержать рост цен в более плавной траектории, а не гарантированное снижение цены.
Постановление само по себе не устанавливает розничные цены и не гарантирует их снижение, подчеркнул Русяев.
Мера должна снизить риск ускорения роста розничных цен через стабилизацию опта, но не обязана привести к удешевлению бензина на автозаправочных станциях, особенно с учётом того, что производителям экспорт бензина разрешён.
Крупные российские нефтеперерабатывающие заводы уже начали готовиться к возобновлению экспорта бензина на фоне ожидания снятия ограничений.