Падают продажи книжных магазинов
Книжные магазины в России сталкиваются с падением продаж из-за роста цен на книги и недобросовестной конкуренции со стороны маркетплейсов.
Ассоциация книгораспространителей (АСКР), в которую входят более 20 книжных магазинов и издательств, включая «Московский дом книги», сеть «Буквоед» и ГК «Альпина», обвиняет маркетплейсы в нечестной конкуренции. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
В первом квартале 2025 года продажи крупнейших книжных магазинов снизились на шесть процентов. Оборот вырос на 1,1 процента, но это произошло исключительно за счёт повышения цен на книги в среднем на 7,2 процента.
По итогам прошлого года оборот книжной розницы (магазины и сети) составил 37,4 миллиарда рублей — это минимальный уровень за четыре года. Причины такой тенденции — рост затрат, падение рентабельности бизнеса, острый дефицит квалифицированных кадров и увеличение себестоимости книг на фоне снижения покупательной способности.
Маркетплейсы, по мнению ассоциации, нарушают антимонопольное законодательство (ФЗ «О защите конкуренции») и демпингуют, предлагая покупателям скидки в 30–50 процентов от цены, установленной продавцом. Представители офлайн-торговли считают, что маркетплейсы переманивают покупателей и вытесняют их с рынка.
Однако председатель комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества Яна Лантратова отмечает, что ограничение скидок на маркетплейсах может привести к потере более 50 тысяч рублей в год для каждого российского домохозяйства.