Эксперт прогнозирует изменения на авторынке

Автоэксперт, генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский в беседе с «Лентой.ру» отметил, что введение нового утилизационного сбора в России может отрицательно повлиять на авторынок.

По его словам, это может ограничить конкуренцию между автомобилями. Он также подчеркнул, что необходимо изменить подход к импорту автомобилей неофициальными поставщиками, поскольку они не всегда могут обеспечить качественное послепродажное обслуживание по всей стране.

«Люди или компании, которые не могут обеспечить послепродажного обслуживания по всей стране, не должны заниматься этим бизнесом, потому что продажа автомобиля — это всего лишь начало жизненного цикла авто», — сказал Ольховский. Эксперт предположил, что после введения нового утилизационного сбора цены на некоторые модели могут вырасти на два миллиона рублей.

Он также отметил, что рост импорта перед анонсированными мерами маловероятен. «Не имеет смысла привозить больше автомобилей, чем можно продать за два месяца.

Формировать запасы стоков при таком уровне ставок нет смысла — стоимость денег съест всю потенциальную доходность. Пока мы видим наоборот снижение активности клиентов, так как много разноречивой информации публикуется в СМИ», — заметил Ольховский.

По его словам, снижение импорта новых автомобилей составит до 50 процентов в самом начале, когда будут распроданы запасы со старым утилизационным сбором. Затем последует небольшое восстановление, но всё равно импорт будет снижаться на уровне 30 процентов.

Ранее депутат Госдумы Николай Арефьев предупредил, что новый утилизационный сбор для ввозимых в Россию легковых автомобилей может привести к росту инфляции и не обеспечит наполнение бюджета. Он отметил, что увеличение сбора будет компенсировано меньшей выручкой от продажи машин и меньшими налогами, то есть не приведёт к пополнению национальной казны.


Продажи авто на российском рынке бьют рекорды
В конце сентября 2025 года на российском рынке зафиксирован рекордный недельный показатель продаж новых автомобилей, о чём сообщает «Автостат» со ссылкой на собственные данные.

С 22 по 28 сентября в России было продано 32 274 новых автомобиля. Это максимальный показатель для 39-й недели года на внутреннем авторынке.

Отечественный производитель Lada сохранил лидерство среди представленных в РФ брендов. На долю этой марки за отчётный период пришлось 20,2% всех продаж.

В пятёрку лидеров также вошли Haval (14,4%), Geely (8,6%), Belgee (7,1%) и Chery (5,3%). Сергей Целиков, глава агентства, объяснил рост продаж новых машин в стране ажиотажным спросом в преддверии нового утильсбора.

Изменения в методике расчёта утильсбора, по его словам, серьёзно поднимут цены на импортные автомобили. Пострадают машины с мощностью двигателя свыше 160 лошадиных сил, для которых не предусмотрены льготные ставки, что скажется на их конечной стоимости.

Среди наиболее подверженных удорожанию иномарок из-за нового утильсбора Целиков назвал популярные у россиян модели, включая Geely Monjaro, BMW X3, BMW X5, BMW 5-Series, Toyota Highlander, Toyota RAV4, Kia Sorento, Kia Carnival, Hyundai Palisade и Hyundai Santa Fe. В то же время в России останется ряд востребованных «доутильных» машин вроде Volkswagen Golf, Tiguan, Passat, Kia K3 и K5, Mazda 3, CX-3 и CX-30.

Из премиальных моделей, по словам эксперта, вряд ли будут подвержены резкому удорожанию BMW X1, Mercedes-Benz С-Class и Audi A3.


Увеличились поставки газа в КНР
В первом полугодии поставки газа в Китай по трубопроводу «Сила Сибири» увеличились на 28,9 процента, как сообщает ТАСС, ссылаясь на данные «Газпрома».

Ранее компания сообщала, что за восемь месяцев 2025 года рост поставок составил 28,3 процента. «Газпром» также фиксировал суточные рекорды по поставкам газа в Китай.

В компании отметили, что добыча газа в январе — июне выросла на 0,64 процента и достигла 209,5 миллиарда кубометров, в то время как продажи холдинга сократились на 0,9 процента и составили 185 миллиардов кубометров. В начале сентября «Газпром» и китайская CNPC достигли договорённости об увеличении поставок по «Силе Сибири» с 38 миллиардов кубометров до 44 миллиардов.

Кроме того, стороны подписали меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири-2», срок действия которого, по словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, составит 30 лет.


Повысь рентабельность запасов нефти
По словам главы Министерства энергетики РФ Сергея Цивилёва, только половина суммарных запасов нефти в России является рентабельной с точки зрения геологоразведки.

Сейчас совокупные резервы нефти в стране оцениваются в 31 миллиард тонн, при этом около 15,5 миллиарда из них представляют собой трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ) и являются нерентабельными, как отметил министр. Доля ТРИЗ в структуре добычи российского сырья по итогам прошлого года составила около 60 процентов, что является высоким показателем.

Для повышения уровня рентабельности запасов нефти в стране Сергей Цивилёв призвал отечественные энергокомпании активнее инвестировать в развитие новых технологий. Они помогут увеличить эффективность добычи нефти и активизировать геологоразведку.

Ранее глава Роснедр Олег Казанов заявил, что нынешних запасов нефти России хватит примерно на четверть века. Речь идёт примерно о 13 миллиардах тонн рентабельных резервов сырья.

Для поддержания текущего уровня добычи необходимо иметь постоянный переходящий остаток запасов в 13–15 миллиардов тонн нефти, которые должны быть подготовлены к бурению. Для этого, как подчеркнул руководитель ведомства, нужна непрерывная геологоразведка.

Однако с этим могут возникнуть проблемы, поскольку отечественные отраслевые компании продолжают зависеть от западного программного обеспечения.


АвтоВАЗ вводит четырёхдневку
С 29 сентября 2025 года на заводах «АвтоВАЗа» введён четырёхдневный режим работы из-за сложной ситуации на внутреннем авторынке, сообщил глава первичной профсоюзной организации российского концерна Сергей Зайцев.

Об этом информирует «Интерфакс». Если спрос восстановится, руководство «АвтоВАЗа» сможет отменить ограничения и вернуть стандартный пятидневный график.

В противном случае, по словам Зайцева, неполный трудовой график может продлиться до полугода. О переходе на четырёхдневную рабочую неделю руководство «АвтоВАЗа» предупредило ещё во второй половине июля.

Продажи Lada в России за первые восемь месяцев 2025 года, по данным агентства «Автостат», снизились на 24,9% по сравнению с тем же периодом 2024 года. В начале второй половины сентября руководитель компании Максим Соколов не исключил, что сотрудники концерна могут перейти на неполную рабочую неделю.

Из-за проблем со спросом на внутреннем рынке «АвтоВАЗ» был вынужден резко сократить планы по производству автомобилей Lada на этот год. По итогам 12 месяцев объёмы выпуска машин составят чуть больше 300 тысяч единиц вместо планируемых 500 тысяч.

Трудности у концерна возникли из-за жёсткой денежно-кредитной политики Центробанка, снижения доступности автокредитов и общего подорожания новых машин в России.


Новости по теме