В 1945 году империя рухнула, но для японцев император по-прежнему остаётся символом национальной идентичности и единства.
Об этом Владимир Нелидов, кандидат исторических наук и доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России, рассказал «Ленте.ру».
До окончания Второй мировой войны японские монархи официально считались наделёнными «божественным статусом», пока император Хирохито не отказался от этой практики под давлением американской оккупационной администрации. Тем не менее неофициальный культ монарха в стране сохраняется до сих пор.
Нелидов подчеркнул: «Нет императора — нет японцев и Японии. И в этом принципиальное отличие японской монархии от любой европейской».
Эксперт отметил, что, несмотря на поражение в войне, США не решились превратить Японию в республику, хотя Британия и СССР выступали за такой вариант. «Американцы не просчитались.
Хирохито своим авторитетом фактически санкционировал оккупацию. Благодаря этому в стране практически не было протестов против нового порядка», — заключил Нелидов.
Хотя император Японии перестал быть формальным главой государства, юридически он так и не стал «обычным гражданином». Статус и образ жизни императора по-прежнему определяются не столько правовыми нормами, сколько вековыми традициями.
Например, члены императорской семьи до сих пор не имеют фамилий, а их повседневная жизнь регулируется Управлением императорского двора — закрытой и малопубличной структурой.
В 2025 году в Японии произошло историческое событие: премьер-министром страны впервые стала женщина.
Санаэ Такаити, глава Либерально-демократической партии (ЛДП), получила этот пост 21 октября 2025 года после победы её партии на выборах.