Исследователи изучили Титаник.
С помощью подводных роботов исследователи сделали более 700 тысяч снимков обломков, которые лежат на глубине 3800 метров в Северной Атлантике.
На основе этих снимков создали полномасштабную 3D-модель. Она позволяет изучить «Титаник» с недоступной ранее точностью.
Традиционные методы съёмки могли зафиксировать лишь фрагменты затонувшего лайнера. Новое же сканирование впервые объединило все обломки, чтобы создать цифровой двойник корабля.
«Это как криминалистическая экспертиза: чтобы понять, что произошло, нужно увидеть все улики в их первоначальном контексте», — пояснил аналитик Паркс Стивенсон. По его словам, полная картина места крушения — ключ к разгадке последних часов корабля.
Сканирование подтвердило свидетельства выживших о том, что команда корабля до последнего момента боролась за жизнь пассажиров. На кормовой палубе обнаружили открытый паровой клапан.
Это указывает на активную подачу пара к генераторам даже во время затопления. Благодаря этому на борту сохранялось электричество, которое позволило экипажу спускать спасательные шлюпки в условиях минимальной видимости.
«Они не выключали свет до самого конца, чтобы избежать паники в абсолютной темноте, — отметил Стивенсон. — Этот открытый клапан — символ их борьбы против неизбежного».
Кроме того, в зоне разлома между носовой и кормовой частями нашли котельные установки. Некоторые из них деформированы внутрь — признак того, что они работали в момент затопления.
Одним из самых интригующих открытий стал разбитый иллюминатор в носовой части. Он оказался на пути айсберга.
Ранее выжившие пассажиры сообщали о кусках льда в каютах при столкновении. Повреждения на 3D-модели доказывают эти рассказы.
Параллельно со сканированием учёные провели новое компьютерное моделирование. Они использовали оригинальные чертежи корабля и данные о его скорости в момент катастрофы.
Исследование под руководством Джом-Ки Пайка из Университетского колледжа Лондона показало, что айсберг оставил серию небольших пробоин — каждая размером с лист бумаги А4.
«Каждое отверстие по отдельности не представляло угрозы, но вместе они нарушили герметичность шести отсеков, — объяснил эксперт по судостроению Саймон Бенсон.
— „Титаник“ был рассчитан на затопление максимум четырёх отсеков, поэтому дополнительные повреждения стали роковыми».
Учёные отмечают, что «Титаник» ещё не раскрыл им всех тайн.
Новое сканирование не смогло зафиксировать повреждения под носовой частью, которая скрыта в донных отложениях. Даже сейчас, по словам исследователей, сочетание 3D-модели и компьютерного анализа позволило по-новому взглянуть на катастрофу.
«„Титаник“ — последний свидетель своей гибели, и он всё ещё хранит секреты, — заключил Стивенсон. — Благодаря этим технологиям мы можем услышать его историю так, как никогда раньше».