Разработана ядерная батарейка.
Сообщается, что атомный источник питания может работать около 50 лет.
Его размер — 15 на 15 на 5 миллиметров, а рабочий диапазон температур — от -60 до 120 градусов. Это позволяет использовать его в различных бытовых условиях.
При этом источник питания безопасен с точки зрения радиоактивности: период полураспада никеля-63 составляет 100 лет, и распадается он на «нефонящие» составляющие — стабильный изотоп меди.
В батарейке, которая получила название BV-100, используются алмазные полупроводники.
Они преобразуют энергию распада никеля-63 в электричество. Производитель готовит к выпуску 1-ваттный элемент (анонсирован в 2025 году) и батареи из нескольких источников, чтобы создать более мощные источники питания на этой технологии.
Эти батарейки вызывают наибольший интерес у медиков, производителей беспилотников, гаджетов и в аэрокосмической сфере. Несколько лет назад эта технология была российской.
«Учёные НИЯУ МИФИ вплотную подошли к реализации этой задачи», — сообщалось на сайте института в начале 2023 года.
Разработчики поясняли, что для ядерных батареек в кардиостимуляторах или датчиков артериального давления и показателей крови подходят только плутоний-238 и никель-63.
Выбор изотопа-источника энергии обусловлен высокой удельной мощностью, простотой и удобством наработки радионуклида (например, в атомном реакторе) и отсутствием гамма-излучения.
Опытно-конструкторские работы по проекту «ядерной батарейки» проведены МИФИ.
«В результате был создан прототип автономного радиоизотопного источника питания средней мощности (от 1 мВт до 100 Вт) на основе узкозонных полупроводниковых термофотовольтаических материалов с КПД преобразования теплового излучения (ближнего ИК диапазона) не ниже 15 %», — сообщали физики.
Компактный источник питания на этой технологии от НПО «Луч» представили на форуме «Атомэкспо-2017».
Однако в России в 2023 году звучали и скептические заявления. Некоторые специалисты указывали на то, что ключевым препятствием к внедрению этой технологии станет доступность никеля-63.
Технологию его получения на так называемом ускорителе Богомолова предлагает профессор МФТИ Игорь Острецов, однако эту технологию также придётся внедрять.
Вторым препятствием к массовому производству «ядерных батареек» была названа цена технологии: 100 граммов никеля-63 оценивались в конце 2010-х годов более чем в 200 млн рублей.
Это значит, что цена одной батарейки, эквивалентной китайской продукции, анонсированной в этом году, составила бы не менее 200 тысяч рублей.
Однако для некоторых сфер применения — прежде всего в аэрокосмической отрасли и инновационных беспилотниках — такая цена не может быть ограничивающим фактором: долговечность и практически неограниченный запас автономной работы окупает любые деньги.
Вполне может быть, что первые партии элементов, выпущенные китайским стартапом, идут именно «спецзаказчикам», о которых мы пока что не узнаем.