Объяснена новая версия захоронений майя
Анжелина Локер в своём исследовании, опубликованном в Journal of Anthropological Archaeology, выдвинула альтернативную версию традиционного объяснения вторичных захоронений у майя.
Ранее считалось, что такие захоронения связаны с человеческими жертвоприношениями. Однако Локер предполагает, что останки, включая зубы и челюсти, могли символизировать связь с предками и использоваться для укрепления прав на землю при погребении.
Исследование основано на анализе погребения из поселения Дансер Групп — некультурного двора в 1,5 км от центра древнего города Дос Омбрес. В одной могиле были найдены останки молодой женщины, похороненной с минимальными ритуальными атрибутами, и два набора зубов, принадлежащих людям, выросшим в других регионах.
Изотопный анализ подтвердил, что только женщина была местной, а другие двое — нет. Ранее подобные находки автоматически считались доказательством ритуального насилия — якобы останки приносили в жертву богам или использовали в обрядах, относящихся к представителям знати или храмовым сооружениям.
Однако в данном случае речь идёт не о центральной святилище и не об аристократии: погребение было периферийным, без пышных даров и архитектурного контекста. Локер считает, что интерпретация должна учитывать мировоззрение майя.
В их культуре душа человека делилась на части, и, например, зубы могли представлять «дыхание души». Это значит, что кости и зубы предков не обязательно символизировали смерть — они могли быть частью живой связи с родом.
Захоранивая их рядом с новым местом проживания, община, вероятно, утверждала права на землю или восстанавливала родственные связи с предками, похороненными в других местах. Ранее археологи обнаружили загадочный алтарь в древнем городе Тикаль, расположенном на территории майя.
По данным исследования, алтарь был создан около 1700 лет назад выходцами из Теотиуакана — великого города-государства центральной Мексики.