Нейросеть

Космонавтика: выбор пути.

В истории развития ракетно-космической техники перед нами стоят две основные развилки.

В начале 1970-х годов мы выбрали путь создания многоразового космического орбитального самолёта в рамках программы «Энергия» — «Буран» в ответ на запуск американцами проекта «Спейс Шаттл». Однако практика показала, что экономическая выгода от многоразовых ракет не всегда очевидна.

В 1992–1994 годах Российское космическое агентство при Правительстве РФ провело конкурс на создание перспективного космического носителя. Победителем стал Государственный космический научно-производственный центр имени М.

В. Хруничева с проектом «Ангара».

Несмотря на споры и технические проблемы, мы получили семейство этих ракет, но пока недостаточно отработанных. Они оказались дорогими и конструктивно не очень совершенными.

Сейчас мы стоим перед очередной развилкой. Американцы упорно твердят всему миру, что будущее космонавтики — многоразовые ракеты.

И не только твердят. Они лидеры этого движения.

Главный здесь — выдающийся предприниматель Илон Маск, хозяин фирмы Space X, создавшей серию ракет-носителей Falcon. За счёт многоразовости запуски могут обходиться дешевле.

Однако варианты возвращения второй ступени не рассматриваются из-за их невыгодности и сложности. Кроме того, полезная нагрузка ракеты с возвращаемой ступенью выводят на треть меньше, по сравнению с такими же одноразовыми.

Прежде всего, невозможно оценить техническое состояние ракеты перед очередным стартом с такой достоверностью, как при её изготовлении на заводе. То есть надёжность возвращаемой ступени потенциально всегда меньше, чем одноразовой.

Недаром европейцы не спешат переходить на многоразовые носители. Они решили опробовать повторное использование ступеней на маломасштабных демонстраторах, чтобы определить выгоды и недостатки опытным путём.

Так надо ли конкурировать «Роскосмосу» со SpaceX? Вернее всего, следуя по пути Маска, мы его не догоним.

Потратим кучу денег, забросим реальные проекты, не обеспечим госзаказ. А наши одноразовые ракеты сейчас, со всеми недостатками, дешевле тех, что имеет любая страна, кроме США.

У нас есть преимущество, выгодное заказчикам. Мы выводим аппараты очень точно на заданную орбиту, и тем остаётся только немного подправить своё положение.

Разумеется, такой точный запуск более устраивает заказчика, поэтому он готов платить больше. Мы запускаем ракеты в любых метеоусловиях.

А для многоразовых есть такие ограничения, потому что обеспечить их безаварийную посадку в любую погоду нельзя. Так почему не пользоваться теми ракетами-носителями, которые у нас есть, доводя их до высокой надёжности, возобновить запуски конверсионных ракет.

А по многоразовым сосредоточиться на наиболее реализуемом проекте лёгкой или сверхлёгкой ракеты? Они-то нам очень нужны.


Нейросеть
Сахара была зелёной.
Около 7 тысяч лет назад Сахара была зелёным регионом с озёрами, болотами и саваннами.

Там паслись стада и жили люди. Новое исследование, опубликованное в Nature, показало, что обитатели «Зелёной Сахары» были частью уникальной и изолированной человеческой популяции, существовавшей в Северной Африке на протяжении тысячелетий.

Команда учёных из Института эволюционной антропологии Макса Планка и Сапиенца-Университета в Риме проанализировала ДНК двух женщин, захороненных в скальном укрытии Такаркори на юго-западе современной Ливии. Эти останки относятся к середине так называемого «гумидного периода» Сахары — времени, когда климат региона был благоприятным для жизни.

Генетический анализ показал, что женщины из Такаркори ближе всего к охотникам-собирателям, жившим на территории Марокко около 15 тысяч лет назад. Это указывает на существование в регионе устойчивой североафриканской линии, мало смешивавшейся с другими группами — как африканскими, так и ближневосточными.

При почти полной изоляции в ДНК обнаружены слабые следы контактов с людьми из Леванта, включая неандертальские гены. Это значит, что обмен происходил, но в очень ограниченных масштабах.

У южных популяций Африки неандертальской примеси почти нет, что подтверждает: Сахара была серьёзным барьером для миграций. Авторы отмечают, что именно природные особенности региона — болотистые участки, горы и водоёмы — могли препятствовать активному переселению людей и, тем самым, способствовать формированию обособленных сообществ.


Нейросеть
Лишайники выжили в марсианских условиях.
В журнале IMA Fungus опубликовано исследование, в котором говорится, что некоторые виды лишайников смогли пережить условия, максимально приближенные к марсианским, и при этом остались «живыми», то есть продолжали обмен веществ. Учёные проверили, могут ли лишайники выжить в марсианской атмосфере с пониженным давлением, колебаниями температуры и высоким уровнем радиации.

В эксперименте участвовали два вида — Diploschistes muscorum и Cetraria aculeata. Их поместили в специальную камеру, имитирующую условия на поверхности Марса.

Оказалось, что особенно устойчив был D. muscorum.

Он продолжил поддерживать метаболизм и активировать защитные механизмы даже при воздействии рентгеновского излучения, эквивалентного одному году на Марсе в период сильной солнечной активности. По словам автора исследования Кайи Скубалы, это первый раз, когда удалось зафиксировать активность живого организма в столь суровых условиях.

Это ставит под сомнение представление о том, что радиация делает Марс полностью непригодным для жизни, и открывает новое направление в астробиологии.


Нейросеть
Языковые модели не умеют абстрактно мыслить.
Современные системы искусственного интеллекта основаны на языковых моделях, которые не способны к абстрактному мышлению.

Они хорошо распознают шаблоны, но не могут понять скрытые закономерности, особенно в задачах, требующих логики. Исследование показало, что в ситуациях, где человек интуитивно улавливает суть, нейросети часто ошибаются.

Работа опубликована в Transactions on Machine Learning Research. Специалисты сравнивали, как люди и искусственный интеллект решают задачи на аналогии.

Например, нужно угадать, как изменится одна строка букв по аналогии с другой. Простые случаи, такие как превращение «abcd» в «abce» и «ijkl» в «ijkm», модель решала верно.

Но когда нужно было убрать повторяющиеся буквы (как в «abbcd» → «abcd») и применить это правило к новой строке («ijkkl»), искусственный интеллект часто давал неверный ответ. Люди таких ошибок не допускали.

Особенно трудно нейросетям давались задачи, где нужно было понять общий смысл — сюжетные аналогии. Вместо логического анализа модели просто перефразировали вопрос.

Учёные пришли к выводу, что искусственный интеллект пока не умеет учиться с нуля, то есть понимать новые категории, которых не было в обучающих данных. В отличие от человека, модель не может вывести общее правило и применить его к новой ситуации.

Авторы подчёркивают, что языковые модели могут быть полезны, но их возможности абстрактного мышления сильно ограничены, и это нужно учитывать при их применении.


Нейросеть
Ледники Шпицбергена тают.
Ледники архипелага Шпицберген тают с беспрецедентной скоростью, какой не наблюдалось на протяжении нескольких тысяч лет.

Как утверждают специалисты из Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), темпы сокращения ледников сопоставимы с потеплением, которое произошло около 4 тысяч лет назад. За последние пять лет юго-западная часть архипелага ежегодно теряет до 2,5 метра льда в толщину.

Если динамика сохранится, то ледник Альдегонда, расположенный рядом с Баренцбургом, может полностью исчезнуть уже через 30 лет, предупреждают учёные. Изменения касаются не только объёма и площади ледников, но и их внутренней структуры, режимов движения и пульсации.

Эти перемены оказывают влияние на всю арктическую экосистему: они воздействуют на речной сток, вечную мерзлоту и состав прибрежных вод. Шпицберген, как подчёркивают в ААНИИ, оказался в эпицентре климатических изменений, масштаб которых уже невозможно игнорировать.


Новости по теме