• Главная
  • Наука
  • Исследователи изучили присутствие пер- и полифторалкильных веществ в воде

Исследователи изучили присутствие пер- и полифторалкильных веществ в воде

Пер- и полифторалкильные вещества (ПФАС) — это группа синтетических химикатов, которые используются в различных повседневных товарах, таких как косметика, текстиль и упаковка для продуктов питания.

Они придают изделиям водо- и жироотталкивающие свойства и применяются в противопожарных пенах. Особенностью ПФАС является наличие в их молекулах групп атомов, которые придают им как гидрофобные, так и гидрофильные свойства.

Кроме того, эти вещества очень устойчивы к разрушению. Исследователи указывают, что, хотя эти свойства могут улучшать качество продуктов, которые мы потребляем, они также затрудняют разложение этих веществ в окружающей среде.

Некоторые соединения ПФАС токсичны. Например, перфтороктановая кислота (PFOA) признана канцерогенной для человека и может ослаблять иммунный ответ на обычные детские вакцины.

ПФАС могут проникать через кожу и присутствуют в питьевой воде, воздухе, продуктах питания и даже в грудном молоке. Концентрация ПФАС в бутилированной воде оказалась ниже, чем в водопроводной воде в одном из регионов Великобритании.

Однако новый анализ охватил лишь небольшое количество проб водопроводной воды из двух муниципалитетов и не может считаться репрезентативным для всех стран. Кипячение воды в обычном чайнике способствовало снижению концентрации всех десяти протестированных ПФАС.

Уровень снижения варьировался: для PFOA и трёх других ПФА снижение составило 11–14 процентов, тогда как для более летучих и нерегулируемых ПФА этот показатель оказался значительно выше — от 61 до 86 процентов. Пропускание воды через фильтр с углём обеспечивало ещё более значительное снижение концентрации всех протестированных образцов.

Кипячение воды после фильтрации активированным углём приводило к ещё большему уменьшению концентрации.

Московский комсомолец

Выясняют вред вейпов
Учёные из Университета Альберты выяснили, что курение электронных сигарет может приводить к нарушениям в работе лёгких и сосудов даже у молодых людей, которые не курили обычные сигареты.

Результаты исследования опубликованы в журнале CHEST. В эксперименте участвовали 40 молодых людей: 20 из них пользовались вейпами, а 20 были в контрольной группе.

Средний стаж использования электронных сигарет составил около 3,4 года. При стандартных клинических обследованиях лёгкие участников выглядели здоровыми, но при физической нагрузке нарушения становились очевидными.

Во время велотеста пользователи вейпов начинали задыхаться при меньшей интенсивности нагрузки. Также у них обнаружили снижение эффективности дыхания и нарушения кровотока в лёгких.

Это может свидетельствовать о ранних изменениях в лёгочной и сердечно-сосудистой системах, которые не всегда выявляются при обычном обследовании. Исследователи считают, что вред может быть связан не только с никотином, но и с другими компонентами аэрозоля — пропиленгликолем, глицерином и ароматизаторами.

Ранее учёные установили, что отказ от курения значительно уменьшает риск развития деменции.

Лента ру

Нейросеть
Связь бактерии с жировой болезнью печени раскрыта
Бактерия Helicobacter pylori, которая считается одной из основных причин гастрита и язвенной болезни желудка, может быть связана с увеличением риска возникновения жировой болезни печени.

К такому заключению пришли специалисты из Китая после анализа данных почти шести тысяч человек. Их исследование опубликовано в журнале Frontiers in Nutrition.

Учёные изучили две большие группы: более тысячи пациентов китайской клиники и почти пять тысяч участников американского исследования NHANES. Они проверяли наличие инфекции Helicobacter pylori и признаки метаболически ассоциированной стеатотической болезни печени (MASLD) — заболевания, при котором в печени накапливается жир, что повышает риск воспаления, цирроза и других осложнений.

Анализ показал, что у людей с инфекцией Helicobacter pylori вероятность наличия жировой болезни печени значительно выше. Эта связь сохранялась даже после учёта возраста, пола, индекса массы тела, диабета и уровня холестерина.

Исследователи предполагают, что бактерия может влиять на обмен веществ и поддерживать хроническое воспаление, что способствует развитию заболевания. Кроме того, учёные использовали методы машинного обучения для прогнозирования риска MASLD.

Среди наиболее значимых факторов оказались индекс массы тела, показатели обмена веществ и наличие Helicobacter pylori. Ранее специалисты выяснили, что проблемы с дёснами также влияют на развитие неалкогольной жировой болезни печени.

Лента ру

Учёные раскрыли тайну антарктических недр
Геофизики под руководством Эгидио Армадилло из Университета Генуи обнаружили под Восточной Антарктидой огромную веерообразную провинцию, состоящую примерно из тридцати соединённых бассейнов.

Она расширяется к побережью, как будто кто-то взял уголок Антарктиды и раздвинул его вокруг центральной точки внутри материка. Исследователи назвали её Восточно-Антарктической веерообразной бассейновой провинцией (EAFBP).

По их предположениям, эта структура образовалась до распада суперконтинента Гондвана, создав зону слабости, которая, возможно, позже способствовала разделению Антарктиды и Австралии. И это всё ещё влияет на формирование Антарктиды по сей день, поскольку эти бассейны лежат в основе примерно половины ледяного покрова Восточной Антарктики.

Учёные отмечают, что лёд не просто лежит на месте, а движется подобно леднику, и это определяется контурами коренных пород. Поэтому можно лучше предсказывать скорость и направление течения, если иметь детальное представление об этих контурах.

Открытие имеет большое значение, поскольку это огромная часть земной истории, составляющая около десяти процентов суши Земли. Многие вопросы о Гондване, распаде континента, древнем горообразовании и эволюции земной коры остаются без ответа, поскольку мы не можем непосредственно увидеть большую часть континента.

Исследователи не ставили перед собой задачу найти веерообразную геологическую структуру, охватывающую значительную часть Антарктиды. Они изучали, как выглядела бы Восточная Антарктида, если бы лёд был удалён.

Антарктиду покрывает 27 миллионов кубических километров льда, и вся эта масса толкает коренные породы вниз. Чтобы исследовать погребённый ландшафт, учёные объединили реконструированную топографию отскока с радиолокационными, гравитационными, сейсмическими и магнитными данными.

Они заметили, что многие из крупных подледниковых впадин в этом районе, по-видимому, имели одинаковую базовую геометрию. По их мнению, это не случайные впадины, а расходящиеся веером от общей центральной точки вблизи Южного полюса.

Геометрия имеет поразительное сходство с типом тектонической особенности, известной как сфенохазм, описанный в 1955 году как треугольный разрыв в океанической коре, разделяющий два кратонических блока с краями разломов, сходящимися в точку. Исследователи составили список процессов, которые могли привести к образованию EAFBP из коренных пород Антарктики, включая унаследованные структуры, рифтогенез, ледниковую эрозию и растяжение земной коры.

Однако радиальное расположение антарктических бассейнов, а также особенности толщины и рельефа земной коры наиболее точно соответствуют процессу, известному как вращательное растяжение, при котором земная кора распространяется наружу от точки поворота подобно открывающемуся ручному вентилятору.

Московский комсомолец

Нейросеть
Витамин D и варикоз связь обнаружена
Исследователи обнаружили связь между дефицитом витамина D и повышенным риском развития варикозного расширения вен.

Они проанализировали медицинские данные более чем 500 тысяч человек старше 40 лет, у которых неоднократно измерялся уровень витамина D в крови. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Nutrition.

Учёные сравнили людей с выраженным дефицитом витамина D с участниками, у которых его уровень оставался нормальным. Наблюдение продолжалось в течение пяти лет.

Выяснилось, что дефицит витамина D был связан с повышением риска развития варикоза на 62 процента. Кроме того, у людей с дефицитом витамина D чаще возникали тяжёлые формы заболевания: риск варикозных язв был выше более чем в два раза, а риск воспалительных осложнений — почти в три раза.

Повышенный риск наблюдался даже у людей с умеренно сниженным уровнем витамина D, а не только при выраженном дефиците. Авторы подчёркивают, что исследование не доказывает, что нехватка витамина D напрямую вызывает варикоз.

Однако результаты указывают на возможную роль этого витамина в поддержании здоровья вен.

Лента ру

Другие новости