Благотворительность помогает бороться с депрессией.
В ходе трёх рандомизированных контролируемых исследований с участием 883 человек (преимущественно студентов) учёные выяснили, что у тех, кто жертвовал небольшие суммы через благотворительные онлайн-платформы в течение двух месяцев, снизилась выраженность депрессии и усилились позитивные эмоции.
Эффект не зависел от суммы пожертвования: даже минимальный взнос запускал механизм «тёплого свечения» — чувства удовлетворения от помощи другим. Улучшения были «сопоставимы с эффектом некоторых психотерапевтических методик», а у части респондентов симптомы депрессии уменьшились более чем на 50 процентов.
Депрессия — глобальная проблема человечества. По информации ВОЗ, от неё страдает более 280 миллионов человек по всему миру.
Традиционные методы лечения, которые состоят из терапии и медикаментов, доступны не всем, а социальные практики вроде волонтёрства часто даются пациентам тяжело из-за эмоционального истощения. Новый вариант лечения предполагает ряд плюсов.
Людям не требуется взаимодействие с обществом, такой вид благотворительности доступен всем, а жертвовать деньги можно анонимно и в любое время. «Это не про деньги, а про акт доброй воли.
Даже символический взнос напоминает: ты способен изменить чью-то жизнь к лучшему», — поясняет руководитель исследования Цзинтин Лю. По словам учёных, те, кто жертвовал больше минимума, показывали чуть лучшие результаты, но разница была незначительной.
Сама идея исследования родилась из опыта аспиранта Чжан Юяна, когда он во время подготовки к экзаменам заметил, что микропожертвования улучшают его настроение. «Я начал с 1 юаня в день, но для студентов это дорого.
Тогда я перешёл на 0,01 юаня — и эффект сохранился», — рассказывает Чжан. У исследования есть ограничения: в нём участвовали в большинстве своём молодые китайцы, поэтому нет данных по другим культурам и возрастам.
Не было сравнения с другими методами (например, медитацией). Учёные планируют продолжить эксперименты и выявить эффект от комбинирования с традиционным лечением, а также узнать, может ли принуждение к благотворительности снизить эффект.
«Доброта — это не роскошь, а ресурс, — заключает профессор Лю. — Когда вы даёте, вы помогаете в первую очередь себе».
Психолог Лиза Миллер считает, что «работа подтверждает: просоциальное поведение — даже в цифровой форме — активирует зоны мозга, связанные с удовлетворением. Это простой, но мощный инструмент самопомощи».