Нейросеть

Биологи: треть видов может исчезнуть.

Биологи из Университета Коннектикута представили доказательства того, что к 2100 году может исчезнуть до трети всех современных видов.

Чтобы предотвратить это, нужно замедлить или остановить выбросы парниковых газов. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Выбросы парниковых газов, вызванные деятельностью человека, приводят к повышению температуры атмосферы и морей. Из-за этого меняются погодные условия: отдельные регионы могут стать более влажными или более сухими, что существенно повлияет на экосистемы.

Кроме того, изменения климата способствуют усилению экстремальных погодных явлений, таких как ураганы, тайфуны, засухи и снежные бури. Это создаёт дополнительные риски для выживания видов.

В ходе исследования учёные проанализировали данные из 485 работ, в которых описывалось влияние изменения окружающей среды на живые организмы. Эти данные сравнили с прогнозами глобального потепления и оценили вероятные последствия для различных видов в зависимости от их среды обитания.

Также были учтены способности видов к миграции и адаптации, чтобы сделать выводы об их потенциальной выживаемости. Один из ключевых выводов заключается в том, что повышение глобальной температуры на 5,4 градуса Цельсия к концу XXI века может привести к исчезновению до трети всех ныне живущих видов.

Были выделены факторы, такие как цепные реакции вымирания, когда исчезновение одного вида приводит к утрате других, зависящих от него в пищевой цепи. Особенно уязвимыми оказались группы земноводных.

Также учёные обратили внимание на то, как виды реагируют на изменения среды. Те, кто не способен мигрировать или адаптироваться к новым условиям, находятся в зоне наибольшего риска.

Исследование подчёркивает необходимость срочных действий по снижению выбросов парниковых газов, чтобы минимизировать последствия изменения климата.


Изучи влияние гормональной терапии на риск рака груди
В ходе исследования, результаты которого опубликованы в журнале The Lancet Oncology, было изучено влияние различных видов гормональной терапии на риск развития рака груди у женщин до 55 лет, в том числе у тех, кто переживает менопаузу, или у кого были удалены матка и яичники.

В исследовании приняли участие более 459 тысяч женщин из разных стран. Выяснилось, что одни препараты снижают риск развития рака груди, а другие — повышают.

Речь идёт о заместительной гормональной терапии (ЗГТ) — это лекарства, содержащие женские гормоны (эстроген и прогестин), которые назначают при таких симптомах менопаузы, как приливы, потливость, перепады настроения и других. У женщин, которые получали только эстроген (E-HT), риск заболеть раком груди был на 14 процентов ниже по сравнению с теми, кто не проходил лечение.

Однако такой тип терапии обычно назначают только тем, у кого уже удалена матка, поскольку он может повышать риск рака эндометрия. Комбинированная терапия — эстроген плюс прогестин (EP-HT), которую назначают женщинам с сохранённой маткой, наоборот, увеличивала риск рака груди: на 10 процентов в среднем, и на 18 процентов, если лечение длилось более двух лет.

Учёные подчёркивают, что перед началом гормональной терапии важно учитывать индивидуальные особенности: возраст, перенесённые операции и общее состояние здоровья. Для кого-то ЗГТ может быть безопасным способом улучшить самочувствие, а кому-то не подойдёт из-за повышенного риска онкологических заболеваний.

Ранее была раскрыта потенциальная польза витамина D в лечении рака груди. Учёные выяснили, что даже низкие дозы витамина D могут значительно повысить эффективность химиотерапии.


Бактерии поглощают PFAS
В Кембриджском университете учёные обнаружили уникальные свойства некоторых кишечных микробов.

Они могут быстро поглощать и выводить из организма PFAS — химические соединения, которые называют «вечными химикатами». Эти вещества накапливаются в тканях и могут быть связаны с риском развития рака, бесплодия и сердечно-сосудистых заболеваний.

Исследование опубликовано в журнале Nature Microbiology. В эксперименте учёные пересадили девять видов бактерий, которые встречаются в кишечнике человека, мышам с «очеловеченной» микрофлорой.

После того как в организм мышей попали PFAS, бактерии абсорбировали от 25 до 74 процентов вредных соединений за несколько минут. Затем вещества выводились с калом.

Микробы сохраняли свою эффективность даже при высоких дозах токсинов, формируя защитные скопления внутри себя. Авторы исследования утверждают, что это первое подтверждение того, что микрофлора может помогать организму справляться с PFAS.

Учёные основали стартап Cambiotics и разрабатывают пробиотики на основе этих бактерий. В будущем они могут помочь снижать концентрацию токсинов у людей.

Ранее выяснилось, что обычная пищевая клетчатка также может способствовать выведению из организма PFAS. В ходе исследования участники принимали бета-глюкан в течение четырёх недель, что привело к снижению уровня токсинов в крови в среднем на восемь процентов.


Учёные опровергли универсальность пользы питомцев
Учёные из Будапешта подвергли сомнению общепринятое мнение о том, что домашние животные положительно влияют на психоэмоциональное состояние человека.

В исследовании, проведённом в разгар COVID-изоляции с участием почти трёх тысяч человек, выяснилось, что ни приобретение, ни потеря питомца не оказывали долгосрочного влияния на субъективное благополучие участников. Результаты были опубликованы в журнале Scientific Reports.

В краткосрочной перспективе новые владельцы собак действительно испытывали небольшой эмоциональный подъём. Однако через несколько месяцев их жизненная удовлетворённость, спокойствие и активность снижались, а чувство одиночества не уменьшалось.

Потеря питомца также не вызывала ощутимого ухудшения самочувствия у бывших хозяев. Авторы исследования подчёркивают: в отличие от стереотипа о «лечебной силе животных», эмоциональная выгода от совместного проживания с питомцем возникает далеко не у всех.

Вероятно, заметный эффект возможен лишь у определённых групп людей, например, у одиноких пожилых или у тех, кто сильно привязан к животным. Ранее была раскрыта тайна происхождения домашних кошек.

Новое исследование указывает на ключевую роль Древнего Египта, где кошек массово разводили для ритуальных жертвоприношений.


Нейросеть
Амброксол замедляет развитие деменции
В Европе амброксол, который часто используют для лечения кашля, может замедлять развитие деменции у людей с болезнью Паркинсона.

К такому выводу пришли учёные из Lawson Health Research Institute после годового клинического испытания с участием 55 человек. Результаты исследования опубликованы в журнале JAMA Neurology.

Препарат стабилизировал психические симптомы и уровень маркера повреждения мозга GFAP. У пациентов с генетическим риском болезни деменции когнитивные функции улучшились.

Участники исследования принимали амброксол ежедневно, и в отличие от группы плацебо у них не наблюдалось прогрессирования деменции. При этом средство хорошо переносилось и проникало в мозг в терапевтической концентрации.

Механизм действия амброксола связан с поддержкой фермента GCase, который очищает клетки от токсичных накоплений. У пациентов с болезнью Паркинсона его уровень обычно снижен, что приводит к повреждению мозга.

Амброксол усиливает активность этого фермента, что может объяснять защитный эффект. Авторы исследования подчёркивают, что существующие препараты лишь ослабляют симптомы болезни Паркинсона, но не влияют на нейродегенерацию.

Новый подход может стать недорогим и доступным способом замедлить болезнь, особенно у людей с высоким генетическим риском. В ближайшее время команда планирует новое исследование, сосредоточенное на когнитивной функции.

Ранее было выявлено, что препараты семаглутида эффективны не только в контроле уровня сахара, но и в снижении массы тела и риска сердечно-сосудистых заболеваний. Исследование показало, что их польза может быть шире — в частности, в профилактике инсульта у пациентов с диабетом 2-го типа.


Новости по теме