Защити себя от мошенников в чатах

Евгений Янов, руководитель департамента аудита и консалтинга компании F6, в беседе с «Лентой.ру» рассказал о том, как защитить себя от мошенников в чатах популярных мессенджеров, таких как Telegram и WhatsApp.

Он подчеркнул, что важно обращать внимание на необычное поведение собеседников. «Стоит быть внимательными к необычному поведению собеседников.

Должны насторожить необычные просьбы от знакомых, коллег, несвойственные им обращения или манера письма. Например, если коллега, с которым вы общаетесь на ты, вдруг стал обращаться на вы и по имени и отчеству», — порекомендовал Янов.

Кроме того, стоит проявить осторожность, если участник корпоративного, домашнего или школьного чата начинает массово рассылать сообщения с призывом помочь ему финансово, предложениями быстрого заработка, подозрительными ссылками и файлами, а также с просьбами проголосовать за кого-либо в конкурсе. Преступники могут писать под самыми разными предлогами, используя при этом не только украденные аккаунты, но и поддельные.

Янов уточнил: «Стоит подвергать сомнению все сообщения, где от вас требуют совершить какое-либо действие, задают вопросы о ваших данных или учётных записях. Не сообщайте никакую личную информацию, в частности, полное имя, паспортные данные и номера банковских карт.

Не соглашайтесь на переход в другие мессенджеры или на сайты якобы для продолжения общения или выполнения определённых действий». Также Янов порекомендовал включить в приложениях двухфакторную аутентификацию.

В Telegram она активируется в настройках конфиденциальности, а в WhatsApp она называется «Ключи доступа» и расположена в разделе «Аккаунт». Помимо этого, можно установить дополнительный пароль для входа в приложение — «Код-пароль» в Telegram и «Двухшаговая проверка» в WhatsApp.

Россиян предупредили о новой схеме мошенников. Они звонят жителям страны и представляются сотрудниками маркетплейсов, после чего сообщают об оформленной на имя потенциальной жертвы доставке.


Пакет мер по борьбе с мошенниками включает инициативы
В аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко сообщили, что во второй пакет мер по противодействию мошенникам включено примерно 20 инициатив.

Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на аппарат Григоренко: «Во второй пакет вошло порядка 20 инициатив по защите граждан в цифровой среде». Согласно документу, в России может быть внедрён механизм возмещения ущерба от действий мошенников: если средства были украдены с мобильного счёта из-за бездействия оператора связи, то он будет обязан их возместить.

Подобное наказание будет предусмотрено и для банков, если после уведомления оператора о подозрительных операциях они не предприняли попыток предотвратить хищение денег.


Мошенники используют нейросети для обмана
В Telegram-канале Shot сообщили, что мошенники могут применять нейросети для обмана и шантажа граждан России.

В Москве произошёл случай, когда несовершеннолетняя девушка получила требование о выплате денег за то, что не отправит её интимные фотографии знакомым. Она якобы перешла по неизвестной ссылке, после чего с ней связались через анонимный аккаунт в мессенджере.

Издание Shot получило доступ к переписке россиянки с мошенником. С помощью ChatGPT был проведён анализ диалога, который показал, что текст с вероятностью 90% был создан искусственным интеллектом.

В нём присутствуют несвязные формулировки, повторяемость и механичность речи — короткие обрывки предложений без деталей и без реакции на вопросы. Ранее россиянам рассказали о трёх схемах, в которых опасные сайты маскируются под бесплатные нейросети.

В одной из них пользователям предлагают скачать архив с клиентом DeepSeek для Windows.


Мошенники используют Google Meet для обмана
В Telegram-канале управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России сообщили, что мошенники начали обманывать россиян с помощью приложения Google Meet.

В ведомстве пояснили, что злоумышленники выбирают это приложение из-за его популярности — оно предустановлено на многих смартфонах с Android. Поэтому мошенникам не приходится уговаривать потенциальных жертв установить какую-либо программу, и это облегчает обман россиян.


Мошенники обманывают россиян по телефону
Злоумышленники чаще всего представляются россиянам сотрудниками почты, доставщиками или работниками финансовых организаций.

Кроме того, они используют предлог о взломе государственных сервисов, как сообщает ТАСС, ссылаясь на исследование компании F6. В 2025 году около 90% случаев мошенничества были связаны именно с этими профессиями.

Мошенники звонят от имени финансовых регуляторов, сообщают жертве о подозрительной активности на счёте или карте и пытаются выманить номер карты и её коды безопасности. Иногда они просят срочно перевести деньги на «безопасный» счёт.

Этот же сценарий используется при имитации взлома учётной записи в государственном сервисе. В случае звонка от «службы доставки» или «почты» мошенники применяют фишинговые формы для оплаты доставки или посылки.

Также в этом году стало популярным использование фейковых брендов маркетплейсов и ретейлеров. Жертвы становятся обманутыми при выкупе товаров через фиктивные чаты, где обещают быстрый заработок, а деньги уходят третьим лицам.

Ранее россиян предупредили о новой схеме мошенничества с оплатой счетов ЖКХ. Преступники действуют через поддельные Telegram-боты, выдавая себя за управляющие компании, ТСЖ или аварийные службы.


Новости по теме