Нейросеть

Эксперты объясняют уязвимость перед мошенниками.

Эксперт в области безопасности Александр Власов считает, что чаще всего на уловки телефонных мошенников в России попадаются пенсионеры и очень занятые молодые люди. В онлайн-кинотеатре «Окко» 13 декабря вышел документальный сериал об эпидемии телефонных мошенников «На крючке: когда звонит мошенник».

В четырёх сериях рассказывается, как мошенники обманывают сотни тысяч россиян, какие схемы используют и почему так умело манипулируют нами, как работают мошеннические колл-центры и как обезопасить себя от мошеннических схем. «На мой взгляд, первая и самая уязвимая категория — это пенсионеры, которые привыкли верить звонкам от майоров полиции, от служб безопасности банков, то есть от каких-то как бы официальных структур.

<...> То есть это люди, которые ещё не отошли от советского менталитета.

Они даже не смотрят, кто им позвонил и с какого номера. Они считают [важным] любой звонок, когда на другом конце телефонной линии говорят волшебные слова: майор, служб безопасности, ЦБ, ФСБ, МВД и так далее.

Эти люди наиболее уязвимы», — сказал он. Специалист объяснил, что другая группа людей, которые с высокой вероятностью могут стать жертвами мошенников, подвержена риску быть обманутыми из-за высокой загруженности.

«Вторая крайне уязвима страта — это очень занятые люди. Менеджеры по продажам, менеджеры по закупкам, то есть те молодые люди, которые не могут себе позволить не принимать звонки с незнакомых номеров.

Это замороченные люди, у которых мозги кипят, потому что они за пять минут должны сделать 25 дел. Вдруг им позвонил кто-то, и они совершенно на автомате, не приходя в сознание, начинают называть номера своих карт, пароли и так далее, потому что у них мозги кипят», — добавил он.

Ранее департамент транспорта Москвы предостерег россиян от нового вида мошенничества с транспортными картами.


Пакет мер по борьбе с мошенниками включает инициативы
В аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко сообщили, что во второй пакет мер по противодействию мошенникам включено примерно 20 инициатив.

Об этом информирует РИА Новости со ссылкой на аппарат Григоренко: «Во второй пакет вошло порядка 20 инициатив по защите граждан в цифровой среде». Согласно документу, в России может быть внедрён механизм возмещения ущерба от действий мошенников: если средства были украдены с мобильного счёта из-за бездействия оператора связи, то он будет обязан их возместить.

Подобное наказание будет предусмотрено и для банков, если после уведомления оператора о подозрительных операциях они не предприняли попыток предотвратить хищение денег.


Мошенники используют нейросети для обмана
В Telegram-канале Shot сообщили, что мошенники могут применять нейросети для обмана и шантажа граждан России.

В Москве произошёл случай, когда несовершеннолетняя девушка получила требование о выплате денег за то, что не отправит её интимные фотографии знакомым. Она якобы перешла по неизвестной ссылке, после чего с ней связались через анонимный аккаунт в мессенджере.

Издание Shot получило доступ к переписке россиянки с мошенником. С помощью ChatGPT был проведён анализ диалога, который показал, что текст с вероятностью 90% был создан искусственным интеллектом.

В нём присутствуют несвязные формулировки, повторяемость и механичность речи — короткие обрывки предложений без деталей и без реакции на вопросы. Ранее россиянам рассказали о трёх схемах, в которых опасные сайты маскируются под бесплатные нейросети.

В одной из них пользователям предлагают скачать архив с клиентом DeepSeek для Windows.


Мошенники используют Google Meet для обмана
В Telegram-канале управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России сообщили, что мошенники начали обманывать россиян с помощью приложения Google Meet.

В ведомстве пояснили, что злоумышленники выбирают это приложение из-за его популярности — оно предустановлено на многих смартфонах с Android. Поэтому мошенникам не приходится уговаривать потенциальных жертв установить какую-либо программу, и это облегчает обман россиян.


Мошенники обманывают россиян по телефону
Злоумышленники чаще всего представляются россиянам сотрудниками почты, доставщиками или работниками финансовых организаций.

Кроме того, они используют предлог о взломе государственных сервисов, как сообщает ТАСС, ссылаясь на исследование компании F6. В 2025 году около 90% случаев мошенничества были связаны именно с этими профессиями.

Мошенники звонят от имени финансовых регуляторов, сообщают жертве о подозрительной активности на счёте или карте и пытаются выманить номер карты и её коды безопасности. Иногда они просят срочно перевести деньги на «безопасный» счёт.

Этот же сценарий используется при имитации взлома учётной записи в государственном сервисе. В случае звонка от «службы доставки» или «почты» мошенники применяют фишинговые формы для оплаты доставки или посылки.

Также в этом году стало популярным использование фейковых брендов маркетплейсов и ретейлеров. Жертвы становятся обманутыми при выкупе товаров через фиктивные чаты, где обещают быстрый заработок, а деньги уходят третьим лицам.

Ранее россиян предупредили о новой схеме мошенничества с оплатой счетов ЖКХ. Преступники действуют через поддельные Telegram-боты, выдавая себя за управляющие компании, ТСЖ или аварийные службы.


Новости по теме