По информации Росстата и опережающим показателям, к концу 2025 года экономика России после периода роста приблизилась к стагнации.
Как сообщает «Коммерсантъ», частное потребление, которое долгое время было движущей силой прироста ВВП, исчерпало потенциал для дальнейшего увеличения. Минэкономразвития оценивает годовой прирост ВВП за первые 11 месяцев года в 1%, при этом в ноябре этот показатель составил 0,1%.
Согласно статистике, в ноябре прошлого года выпуск продукции и услуг по базовым видам экономической деятельности снизился на 0,5% в годовом выражении впервые с февраля 2023 года после роста на 2,9% в октябре. Из базовых отраслей в ноябре годовой рост наблюдался только в обороте розницы, что может быть объяснено ожиданием повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с начала 2026 года.
Кроме того, данные показывают, что рост частного спроса также снижается. В последнюю неделю декабря 2025 года потребительские расходы уменьшились и оказались ниже того же периода 2024 года на 3,1%.
При этом композитный индекс PMI S&P в декабре указывает на стабилизацию роста экономики на околонулевом уровне. Уровень безработицы в ноябре снизился до минимальных 2,1%.
О последствиях такой тенденции для граждан «Ленте.ру» рассказал завлабораторией анализа институтов и финансовых рынков Президентской академии (РАНХиГС) профессор Александр Абрамов.
Он отметил, что при таком раскладе ценой сдерживания инфляции может стать стагнация российской экономики. Федеральный бюджет в этом случае будет терять часть нефтегазовых доходов, что может привести к резкому сокращению (вплоть до полного прекращения) отдельных отраслей, предупреждают эксперты.
Ранее в ЦМАКП также указывали, что к концу 2025 года новых драйверов для сохранения высоких темпов роста российской экономики, фиксировавшихся в предыдущие несколько лет, не осталось. Специалисты заключали, что модель, основанная на сочетании роста зарплаты, доходов и потребления населения, жилищного строительства и импортозамещения, больше не работает.