Фонд национального благосостояния сокращает траты.

В 2025 году траты из Фонда национального благосостояния (ФНБ) сократятся в полтора раза по сравнению с 2024-м — до 700 миллиардов рублей против 2,4 триллиона.

Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на Минэкономразвития. Основной статьёй выделения средств в этом году станет финансирование крупных инфраструктурных проектов.

Около 600 миллионов рублей предполагается потратить на софинансирование пенсионных накоплений. Резкое снижение расходов происходит на фоне значительного исчерпания фонда.

За три года ликвидная часть ФНБ, то есть за вычетом замороженных за рубежом средств, сократилась в два раза — до 3,8 триллиона рублей. При этом процесс ускоряется.

Финансирование дефицита бюджета из фонда в 2025 году не предусмотрено, хотя в прошлом на него потратили 1,3 триллиона рублей. Ещё 1,1 триллиона ушло на инвестпроекты, а 200 миллионов израсходовали на пенсии.

Ещё прошлой осенью министр финансов Антон Силуанов указывал на планы по отказу от покрытия дефицита бюджета с помощью ФНБ и перехода на госзаимствования. По его словам, власти планируют использовать фонд только для страховки на случай снижения цен на нефть и, соответственно, незапланированного падения доходов бюджета.

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая подсчитала, что при снижении нефтегазовых доходов ликвидной части ФНБ хватит на год или полтора года. Впрочем, ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова добавляет, что долгосрочное падение стоимости сырья выглядит не слишком возможным, ведь даже во время пандемии COVID-19 котировки, упавшие до рекордно низкой отметки, быстро восстановились.

Ранее Bloomberg подсчитал, что в случае значительного падения цен на нефть ликвидная часть ФНБ при текущем уровне расходов может закончиться уже в 2025 году.


Ганган оценил снижение ставки
Андрей Ганган, директор департамента денежно-кредитной политики Центробанка РФ, в беседе с «Российской газетой» высказался о вероятности уменьшения ключевой ставки до конца 2025 года.

Он признал такую возможность, но при этом акцентировал внимание на том, что это не является неизбежным. Могут быть различные варианты действий, включая перерывы между снижениями ставки.

«Проинфляционные риски сохраняются, в том числе из-за геополитической ситуации, и мы будем принимать дальнейшие решения с осторожностью, опираясь на поступающую информацию», — подытожил он.


Ларс Клингбайль призывает экономить бюджет
Ларс Клингбайль, вице-канцлер и глава Минфина ФРГ, в эфире телеканала Sat.1 заявил, что министрам необходимо изыскать возможности для экономии, чтобы покрыть дефицит федерального бюджета.

Он отметил, что при запланированных расходах в 520,5 миллиарда евро (проект бюджета на 2026 год) каждый должен иметь возможность внести свой вклад. По словам Клингбайля, правительству Германии предстоит покрыть дефицит в размере около 30 миллиардов евро в бюджете на 2027 год.

«Теперь я ожидаю, что каждый министр определит, где можно сэкономить. Граждане должны чувствовать, что каждый вносит свой вклад в сокращение дефицита», — призвал он.

Ранее Ларс Клингбайль отреагировал на торговую сделку, которую согласовали глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и президент США Дональд Трамп. «По сути, я по-прежнему убеждён: пошлины наносят ущерб экономике по обе стороны Атлантики.

Нам нужны низкие пошлины и открытые рынки», — заявил он.


Конкурс по строительству генерации провалился
Конкурс по строительству новой генерации в Объединённой энергосистеме Востока, который должен был решить проблему прогнозируемого дефицита энергии в российском регионе, не состоялся из-за отсутствия заявок.

Об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на «Системный оператор», который выполняет диспетчерские функции. Среди потенциальных участников конкурса были Сибирская генерирующая компания (СГК), «Алроса» и «РусГидро».

В «РусГидро» объяснили своё отсутствие заявки тем, что у компании нет свободных средств для нового строительства, так как объём текущей инвестиционной программы превышает триллион рублей. СГК и «Алроса» не предоставили комментариев.

В Минэнерго заявили, что в качестве потенциальных инвесторов рассматриваются только те подрядчики, которые уже работают в Дальневосточном федеральном округе. Сергей Сасим, директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ, объяснил, что экономические параметры, утверждённые правительством, могли показаться компаниям неадекватными.

Речь идёт о капитальных затратах на строительство, уровнях риска и предложенных нормах доходности. Эксперт полагает, что власти могут директивно назначить ответственного за строительство.

С такой возможностью согласны и в «Совете рынка». Ранее сообщалось, что экспорт электроэнергии из России в Китай по итогам первой половины 2025 года сократился на 60 процентов, до 200 миллионов киловатт-часов, что стало историческим минимумом.

В 2010–2020 годах Россия в среднем поставляла в КНР три миллиарда киловатт-часов в год. Основная причина такой динамики — проблемы с выработкой.

Глава Минэнерго Сергей Цивилёв ранее отмечал, что ситуация с выработкой электроэнергии на Дальнем Востоке отражает общее положение дел. По его словам, энергетика сталкивается с хроническим недостатком финансирования, а советские резервы, на которых всё держалось, уже исчерпаны.


ОСК и Росагролизинг согласовали строительство балкеров
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) и «Росагролизинг» достигли договорённостей о создании балкерного флота для экспорта зерна взамен устаревающего.

Об этом стало известно из материалов Минсельхоза, подготовленных к совещанию по этой теме, которое прошло в начале месяца, информацию предоставил «Коммерсантъ». Первые десять судов решено строить в Китае из-за экономии.

По оценке ОСК, стоимость работ на российских верфях составит 13,9 миллиарда рублей за головное судно Handysize (дедвейт 40 тысяч тонн) и 12,5 миллиарда за серийное, а для Supramax (дедвейт 60 тысяч тонн) — 16,5 миллиарда за головное и 14,6 миллиарда за серийное. В Китае эти работы обойдутся в 3,5 миллиарда и 4,2 миллиарда рублей соответственно, что более чем в три раза дешевле.

Экспортёры считают, что окупаемость перевозки и конкурентоспособность российского зерна обеспечиваются при цене судна до 5,5 миллиарда рублей. В ОСК полагают, что при модернизации ряда верфей и дополнительных мерах государственной поддержки головное судно в России можно построить за 2,5 года.

Подрядчик, которого нашёл «Росагролизинг», сможет создать первые десять судов за год-полтора и готов выполнить контракт за 40 миллионов долларов. Минсельхоз не исключает, что вторую партию балкеров в объёме 51 судна закажут на отечественной верфи, но с закупкой оборудования за рубежом и при условии обеспечения рыночного уровня цен предприятием.

Ожидается, что в рамках заказа судов в Китае ОСК сможет получить право на знакомство с конструкторской и прочей документацией и право технической приёмки выполненных работ. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что в стратегических документах по развитию судостроительной отрасли признана невозможность конкуренции с Китаем при строительстве массовых крупнотоннажных судов.

Это связано с дефицитом высокотехнологичных мощностей и низкой производительностью труда, что приводит к значительным расходам. По его словам, такое производство в России без господдержки никогда не будет востребовано, поэтому стоит сосредоточиться на строительстве технологически сложных судов.

Ранее в ОСК признали, что корпорация не сможет удовлетворить потребности страны в новых судах в ближайшие десять лет из-за технологических проблем. В связи с этим власти могут наделить структуру статусом специального оператора для закупки судов за рубежом при использовании государственной поддержки, чтобы процедуры проходили в формате «единого окна».


Новости по теме