Центробанк исключает переход экономики к спаду

Динамика российского ВВП находится ближе к нижней границе прогноза Центробанка, который предполагает рост в пределах 1–2 процентов.

Переход экономики к спаду в 2025 году не рассматривается как вероятный сценарий. Об этом сообщил советник председателя ЦБ Эльвиры Набиуллиной Кирилл Тремасов, его слова приводит «Интерфакс».

По его мнению, такой сценарий отсутствует в текущей повестке, и хотя экономические данные за второй квартал оказались несколько слабее ожидаемого, говорить о переходе к отрицательным темпам роста пока не приходится. На пресс-конференции, посвящённой решению совета директоров ЦБ о снижении ключевой ставки до 17 процентов годовых, Набиуллина подчеркнула, что даже утверждения о технической рецессии — двух последовательных поквартальных снижениях ВВП — в экономике выглядят дискуссионными.

Она отметила, что оценку ситуации в экономике не следует сводить только к динамике ВВП, особенно учитывая, что квартальные данные по нему подвержены значительным пересмотрам и их оценки могут существенно различаться. «Чем больше перегрев, тем более существенное замедление может за ним последовать», — подчеркнула она.

Спустя несколько дней глава ЦБ высказалась ещё более определённо, призвав не путать рецессию с замедлением экономики. «Да, замедление экономики происходит, но рецессии нет», — заявила 18 сентября Набиуллина.


Силуанов анонсирует изменение НДС
Министр финансов России Антон Силуанов в интервью ТАСС сообщил, что повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22% с 2026 года направлено на предотвращение негативных последствий, связанных с инфляционным финансированием дефицита бюджета.

Правительство стремится достичь более низкой траектории процентных ставок и ускорения роста ВВП. Силуанов подчеркнул, что альтернативные сценарии с несбалансированным бюджетом окажут на экономику более серьёзное негативное влияние.

Чиновник отметил, что влияние роста НДС на инфляцию будет умеренным и ограниченным. Он также напомнил, что в некоторых странах Европы аналогичный налог даже выше, чем предлагает российское ведомство.

Например, в Ирландии, Польше, Португалии и Словакии он составляет 23%. На прошлой неделе ведомство внесло на рассмотрение в правительство проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий рост НДС.

При этом инициатива не затрагивает социально значимые товары, для которых сохранится льготная ставка в 10%. Весной этого года Силуанов заявлял, что в ближайшие несколько лет ведомство не планирует вносить изменения в налоговое законодательство.

Также он выступил против повышения налоговых ставок для банков и состоятельных россиян, отметив, что в этом вопросе не следует перегибать палку.


Ассоциация просит не допустить роста сборов
Отраслевая ассоциация «Русская сталь» обратилась к главе Минпромторга Антону Алиханову с просьбой не допустить увеличения сборов с чёрной металлургии, которые предлагает ввести ОАО «Российские железные дороги».

Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо от 15 сентября, подлинность которого подтвердили в двух крупных металлургических компаниях. Участники рынка не согласны с планами госмонополии ввести с 2026 года дополнительную тарифную надбавку на перевозку порожних полувагонов в размере десяти процентов и увеличить в десять раз плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.

Они считают, что такие меры увеличат логистические расходы отрасли на 12,7 миллиарда рублей, а ситуация в отрасли уже сейчас кризисная. В первом полугодии выпуск продукции сократился на 3,7 процента, рентабельность многих компаний ушла в отрицательную зону.

За восемь месяцев погрузка металлов на железнодорожном транспорте упала на 17,3 процента. Если использование железных дорог станет ещё дороже, чёрные металлы придётся возить автотранспортом.

Авторы письма отмечают, что ситуация с простаивающими на путях общего пользования порожними вагонами не улучшается. Узнать о причинах таких простоев сложно, поэтому грузоотправители не могут оспорить выписанные штрафы, что ведёт к дополнительным убыткам.

Собеседник издания на рынке грузоперевозчиков сказал, что требования РЖД, которые хотят довести тарифы на порожний пробег до экономически обоснованного уровня, фактически невыполнимы. По объёму экспорт в несколько раз превышает импорт, поэтому доставившие груз вагоны всё равно будут идти обратно пустыми.

Операторы были бы рады взять любой попутный груз, потому что сами работают в убыток. Директор по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО Юрий Саввин заметил, что планы РЖД ударят также по угольной отрасли, где ситуация даже хуже, чем у металлургов, и многим другим компаниям, не справляющимся даже с нынешними тарифами.

Другой источник указал, что инициативы, призванные улучшить транспортную ситуацию, делают только хуже, так как становятся финансовым бременем для отправителей. Тарифы ограничивают объёмы производства, потому что продажи на экспорт приносят убытки, а внутренний рынок может потребить не более половины выпуска.

Ранее сообщалось, что правительство рассматривает предоставление отсрочки на уплату налогов и мораторий на возбуждение дел о банкротстве в качестве программы поддержки для металлургов. Участники рынка считают, что таких мер окажется недостаточно, а для эффективной помощи следует, в том числе, обнулить индексацию тарифов естественных монополий.


Кипр нашёл крупное месторождение газа
Министр энергетики Республики Кипр Йоргос Папанастасиу в беседе с изданием Cyprus Mail заявил, что на острове обнаружено новое крупное месторождение газа.

По предварительным оценкам, запасы могут достигать 255 миллиардов кубических метров. Глава Минэнерго подчеркнул, что находка открывает перспективы для обеспечения энергетической независимости страны.

Правительство Кипра обсуждает с американской корпорацией ExxonMobil план по добыче газа. После того как будут представлены соответствующие предложения, власти планируют рассмотреть и принять стратегию освоения месторождения.

Стоит отметить, что ранее появилась информация об открытии в Венгрии нефтяного месторождения, способного добывать около тысячи баррелей в сутки.


Минэнерго сдерживает рост цен на бензин
Министерство энергетики поставило задачу — в 2026 году удержать рост цен на бензин примерно на уровне инфляции.

Об этом сообщает информационное агентство ТАСС. В ведомстве подчёркивают, что стоимость топлива на заправках может немного отличаться от общего роста цен в стране из-за изменений в тарифах естественных монополий и налоговом законодательстве.

Представители Минэнерго утверждают: «Равномерная ежегодная динамика розничных цен, близкая к инфляции, позволяет не допускать диспаритетов оптовых и розничных цен и дисбалансов в поставках топлива по всем каналам реализации». По данным Росстата, с начала года бензин на российских автозаправках подорожал на 8,36%, что почти в два раза превышает уровень инфляции за тот же период (4,16%).

Дизельное топливо за это время подорожало на 3%. В четверг, 25 сентября, цены на бензин марки Аи-92 на Петербургской бирже выросли до рекордных значений.

Бензин марки «Регуляр» подорожал на 0,22%, до 73 848 рублей за тонну, а марка «Премиум» (Аи-95) — на 0,5%, до 79 788 рублей за тонну. Рост цен на топливо происходит на фоне внеплановых ремонтов на крупных нефтеперерабатывающих заводах, проблем с доставкой бензина в регионы и ажиотажа на внутреннем рынке.

Из-за ограниченных запасов некоторые сотрудники АЗС стали ограничивать выдачу топлива клиентам: одни разрешают покупать не более 10–20 литров, а другие приостановили продажу бензина, оставив в ассортименте только дизель.


Новости по теме