Нейросеть

ЦБ отвергает идею рисков для пенсионеров на фондовом рынке

Председатель Центрального банка РФ Эльвира Набиуллина во время конференции Национальной ассоциации участников фондового рынка «Российский фондовый рынок 2025» заявила, что идея развивать российский фондовый рынок за счёт перекладывания части рисков на будущих пенсионеров не получит поддержки у регулятора.

Об этом сообщает «Интерфакс». Она высказалась в ответ на предложение президента НАУФОР Алексея Тимофеева о предоставлении негосударственным пенсионным фондам права на риск при инвестициях в акции отечественных компаний.

Набиуллина подчеркнула, что речь идёт о возможности потери денег пенсионеров, что уже случалось в прошлые годы и с чем регулятору пришлось бороться. «Мы помним прекрасно, проходили вместе с вами, скажем мягко, наведение порядка в НПФ, когда пенсионные фонды брали на себя достаточно много риска, и те механизмы, от которых вы предлагаете отказаться, — это как раз страховка для того, чтобы не вернуться в эту ситуацию», — отметила глава Банка России.

Тимофеев указал, что текущие нормативы фактически исключают вложения НПФ в акции, так как от них требуется обеспечивать безубыточность на горизонте от одного до пяти лет. Если фонд не сможет доказать обоснованность инвестиционного решения, то его владельцам придётся компенсировать разницу между принятым решением и тем, которое будет признано лучшим постфактум.

В связи с этим НПФ инвестируют в облигации и недополучают доход, который могли бы иметь от акций. Ранее в мае президент РФ Владимир Путин поручил правительству вместе с Центробанком разработать инструмент, который мог бы снять с НПФ часть рисков при инвестировании средств клиентов в акции.

Набиуллина тогда заявила, что политика ЦБ в отношении НПФ должна быть жёстче, чем в случае банков, так как на кону стоят пенсионные деньги. Министр финансов Антон Силуанов ранее призвал российский бизнес активнее подключать сотрудников к программе долгосрочных сбережений (ПДС) вместо повышения зарплат.

Этой программой также управляют НПФ, но в её рамках фонды более свободны в выборе инструментов инвестирования.


Силуанов анонсирует изменение НДС
Министр финансов России Антон Силуанов в интервью ТАСС сообщил, что повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22% с 2026 года направлено на предотвращение негативных последствий, связанных с инфляционным финансированием дефицита бюджета.

Правительство стремится достичь более низкой траектории процентных ставок и ускорения роста ВВП. Силуанов подчеркнул, что альтернативные сценарии с несбалансированным бюджетом окажут на экономику более серьёзное негативное влияние.

Чиновник отметил, что влияние роста НДС на инфляцию будет умеренным и ограниченным. Он также напомнил, что в некоторых странах Европы аналогичный налог даже выше, чем предлагает российское ведомство.

Например, в Ирландии, Польше, Португалии и Словакии он составляет 23%. На прошлой неделе ведомство внесло на рассмотрение в правительство проект изменений в Налоговый кодекс, предусматривающий рост НДС.

При этом инициатива не затрагивает социально значимые товары, для которых сохранится льготная ставка в 10%. Весной этого года Силуанов заявлял, что в ближайшие несколько лет ведомство не планирует вносить изменения в налоговое законодательство.

Также он выступил против повышения налоговых ставок для банков и состоятельных россиян, отметив, что в этом вопросе не следует перегибать палку.


Ассоциация просит не допустить роста сборов
Отраслевая ассоциация «Русская сталь» обратилась к главе Минпромторга Антону Алиханову с просьбой не допустить увеличения сборов с чёрной металлургии, которые предлагает ввести ОАО «Российские железные дороги».

Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо от 15 сентября, подлинность которого подтвердили в двух крупных металлургических компаниях. Участники рынка не согласны с планами госмонополии ввести с 2026 года дополнительную тарифную надбавку на перевозку порожних полувагонов в размере десяти процентов и увеличить в десять раз плату за нахождение вагонов на путях общего пользования.

Они считают, что такие меры увеличат логистические расходы отрасли на 12,7 миллиарда рублей, а ситуация в отрасли уже сейчас кризисная. В первом полугодии выпуск продукции сократился на 3,7 процента, рентабельность многих компаний ушла в отрицательную зону.

За восемь месяцев погрузка металлов на железнодорожном транспорте упала на 17,3 процента. Если использование железных дорог станет ещё дороже, чёрные металлы придётся возить автотранспортом.

Авторы письма отмечают, что ситуация с простаивающими на путях общего пользования порожними вагонами не улучшается. Узнать о причинах таких простоев сложно, поэтому грузоотправители не могут оспорить выписанные штрафы, что ведёт к дополнительным убыткам.

Собеседник издания на рынке грузоперевозчиков сказал, что требования РЖД, которые хотят довести тарифы на порожний пробег до экономически обоснованного уровня, фактически невыполнимы. По объёму экспорт в несколько раз превышает импорт, поэтому доставившие груз вагоны всё равно будут идти обратно пустыми.

Операторы были бы рады взять любой попутный груз, потому что сами работают в убыток. Директор по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО Юрий Саввин заметил, что планы РЖД ударят также по угольной отрасли, где ситуация даже хуже, чем у металлургов, и многим другим компаниям, не справляющимся даже с нынешними тарифами.

Другой источник указал, что инициативы, призванные улучшить транспортную ситуацию, делают только хуже, так как становятся финансовым бременем для отправителей. Тарифы ограничивают объёмы производства, потому что продажи на экспорт приносят убытки, а внутренний рынок может потребить не более половины выпуска.

Ранее сообщалось, что правительство рассматривает предоставление отсрочки на уплату налогов и мораторий на возбуждение дел о банкротстве в качестве программы поддержки для металлургов. Участники рынка считают, что таких мер окажется недостаточно, а для эффективной помощи следует, в том числе, обнулить индексацию тарифов естественных монополий.


Кипр нашёл крупное месторождение газа
Министр энергетики Республики Кипр Йоргос Папанастасиу в беседе с изданием Cyprus Mail заявил, что на острове обнаружено новое крупное месторождение газа.

По предварительным оценкам, запасы могут достигать 255 миллиардов кубических метров. Глава Минэнерго подчеркнул, что находка открывает перспективы для обеспечения энергетической независимости страны.

Правительство Кипра обсуждает с американской корпорацией ExxonMobil план по добыче газа. После того как будут представлены соответствующие предложения, власти планируют рассмотреть и принять стратегию освоения месторождения.

Стоит отметить, что ранее появилась информация об открытии в Венгрии нефтяного месторождения, способного добывать около тысячи баррелей в сутки.


Минэнерго сдерживает рост цен на бензин
Министерство энергетики поставило задачу — в 2026 году удержать рост цен на бензин примерно на уровне инфляции.

Об этом сообщает информационное агентство ТАСС. В ведомстве подчёркивают, что стоимость топлива на заправках может немного отличаться от общего роста цен в стране из-за изменений в тарифах естественных монополий и налоговом законодательстве.

Представители Минэнерго утверждают: «Равномерная ежегодная динамика розничных цен, близкая к инфляции, позволяет не допускать диспаритетов оптовых и розничных цен и дисбалансов в поставках топлива по всем каналам реализации». По данным Росстата, с начала года бензин на российских автозаправках подорожал на 8,36%, что почти в два раза превышает уровень инфляции за тот же период (4,16%).

Дизельное топливо за это время подорожало на 3%. В четверг, 25 сентября, цены на бензин марки Аи-92 на Петербургской бирже выросли до рекордных значений.

Бензин марки «Регуляр» подорожал на 0,22%, до 73 848 рублей за тонну, а марка «Премиум» (Аи-95) — на 0,5%, до 79 788 рублей за тонну. Рост цен на топливо происходит на фоне внеплановых ремонтов на крупных нефтеперерабатывающих заводах, проблем с доставкой бензина в регионы и ажиотажа на внутреннем рынке.

Из-за ограниченных запасов некоторые сотрудники АЗС стали ограничивать выдачу топлива клиентам: одни разрешают покупать не более 10–20 литров, а другие приостановили продажу бензина, оставив в ассортименте только дизель.


Новости по теме