Нейросеть

Угольная отрасль в убытке.

В первом квартале поставки российского энергетического угля через дальневосточные порты, которые традиционно считаются самым выгодным направлением, стали убыточными.

Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на обзор консалтинговой компании «Технологии доверия» («ТеДо», бывшее подразделение PwC в России). Даже продажа топлива в Китай имеет отрицательную рентабельность.

В апреле ситуация не изменилась. При поставках угля из Кемеровской области, главного угольного региона страны, нетбэк (конечная цена за вычетом стоимости производства и доставки до покупателя) составил минус 259 рублей за тонну.

Ещё в декабре он составлял 1,7 тысячи рублей. Главной причиной такой динамики стало падение цен на мировых рынках на десять процентов и укрепление рубля, что в совокупности дало обрушение стоимости топлива в национальной валюте сразу на 30 процентов.

На этом фоне рублёвые тарифы на фрахт, перевалку в портах и аренду полувагонов также поползли вниз, но такой компенсации оказалось недостаточно для прибыльности поставок. В результате 80 процентов всего угольного экспорта России, с учётом самых дорогих коксующихся углей, оказались убыточными.

Самые большие потери несут компании, которые отправляют уголь в Китай через порты Балтийского моря. На такие издержки экспортёрам приходится идти из-за недостаточной пропускной способности железных дорог к портам Дальнего Востока.

В «ТеДо» ожидают, что мировые цены на энергетический уголь в этом году сохранятся на текущих низких уровнях. В одном из сценариев роста стоимости топлива не ожидается в течение пяти лет.

Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв указал, что угольная отрасль столкнулась с «идеальным штормом». Без государственной поддержки бизнес ускорит сокращение инвестиций, необходимых для поддержания добычи, и ускорит закрытие шахт.

Ранее в Минэнерго признали, что уже 27 угольных компаний оказались на грани банкротства, а ещё 62 находятся в сложной ситуации. На этом фоне глава ведомства представил проект антикризисной программы поддержки угольной промышленности страны.

Его обсуждение ещё продолжается. Документ, в том числе, предусматривал снижение железнодорожных тарифов на перевозку угля, хотя в РЖД утверждают, что такая мера приведёт к непокрываемым убыткам компании.


Производители нарастили выпуск макарон
С начала года по апрель 2025 года отечественные производители выпустили свыше 500 тысяч тонн макаронных изделий, как информирует «Прайм» со ссылкой на Министерство сельского хозяйства РФ.

Этот показатель вырос на три процента по сравнению с прошлым годом. Также отмечен рост экспорта макаронных изделий: в денежном выражении поставки увеличились на 32 процента, а в физическом — на 16 процентов.

В министерстве отметили, что увеличение объёмов производства не только удовлетворяет внутренние потребности, но и способствует расширению поставок на международные рынки. По словам Сергея Немировского, исполнительного директора Национальной ассоциации производителей макаронных изделий, почти половину общего объёма составляет продукция из твёрдой пшеницы.

Согласно данным Института народнохозяйственного прогнозирования, в первом квартале 2025 года, несмотря на снижение продаж картофеля на восемь процентов, реализация макарон увеличилась на пять процентов. Экономисты установили, что покупательная способность россиян в отношении картофеля упала на 45 процентов, в то время как доступность вермишели возросла на 14 процентов.


Китай поставляет в Россию подержанные автомобили с нуля
По информации агентства Reuters, Китай отправлял в Россию новые автомобили, выдавая их за подержанные.

Экспортёр выкупает у производителя или дилера новый автомобиль, затем машина регистрируется с китайскими номерами и маркируется как подержанная с нулевым пробегом. После этого автомобиль отправляют за границу, в том числе в Россию, Центральную Азию и на Ближний Восток.

Таким способом китайские компании, с одной стороны, показывают экономический рост, а с другой — избавляются от машин, которые сложно продать внутри страны. В марте–апреле 2025 года объёмы поставок подержанных автомобилей из азиатских стран на Дальний Восток увеличились более чем на треть, об этом сообщалось ранее.


Переносят сроки строительства Восточного полигона
В ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров сообщил, что сроки начала работ по третьему этапу Восточного полигона, включающего Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, будут перенесены на год или два из-за нехватки финансирования.

Ранее предполагалось, что работы стартуют в 2024 году, затем их перенесли на начало 2025 года, но теперь сроки снова пересматриваются. «Мы должны были выйти уже на первые работы с начала этого года.

Сейчас это сдвигается минимум на год. Но реально мы видим, что два года здесь будет, наверное, сдвижка», — объяснил Макаров, признав, что для компании это действительно проблема.

По его словам, инвестиционная программа на текущий год сократилась на 880 миллиардов рублей, то есть в два раза по сравнению с 2024 годом. В результате лимиты на реализацию части инфраструктурных проектов уже исчерпаны.

Привлечь заёмные средства РЖД также не в состоянии, потому что правительство ограничивает компании в заимствованиях. Макаров заверил, что в планах у компании нет остановки работы практически ни на одном объекте.

Однако на проекты обхода Саратова, подходов к портам Новороссийска и Тамани, а также на северо-западе страны в июне-июле деньги закончатся. Дополнительной проблемой Макаров назвал возможные трудности у компаний, с которыми РЖД сотрудничает в указанных проектах.

Для них второе полугодие 2025 года может стать критическим. Ранее на строительство Восточного полигона привлекали 36 тысяч человек, в настоящее время от них осталось только 10 тысяч.

Если работ не будет, то ожидаются новые увольнения, также ситуация ударит по бюджету Амурской области и Хабаровского края. По оценке РЖД, проекты БАМа остановятся с текущим уровнем финансирования в сентябре-октябре.

Лимит на расширение Красноярской железной дороге выработан ещё в мае, с такого момента все работы стоят. Ранее заместитель министра транспорта Андрей Никитин заявил, что беспилотные пассажирские поезда дальнего следования в России начнут ходить к 2030 году.

При этом сначала технологию опробуют на грузовых поездах.


Россия нарастила импорт грузинского вина
В мае импорт вина из Грузии в Россию вырос в 3,4 раза по сравнению с прошлым годом и достиг максимума за год, как сообщает РИА Новости.

Грузинская статслужба предоставила данные, согласно которым объём поставок из Грузии увеличился до 17,15 миллиона долларов, в то время как в прошлом году он составлял 5 миллионов. Несмотря на значительный рост, Россия всё ещё вдвое отстаёт от своего импорта за первые пять месяцев прошлого года — 57,6 миллиона долларов против 104,5 миллиона, отмечается в материале.

Ранее стало известно, что в январе и феврале поставки грузинского вина в Россию составили 5,6 тысячи тонн, что в 2,3 раза меньше, чем годом ранее. Общая стоимость поставленной продукции снизилась в 2,2 раза и составила 16 миллионов долларов.

Оба показателя оказались минимальными с 2021 года.


Новости по теме