• Новости
  • Бизнес
  • Российские компании столкнулись с ростом просрочки платежей
Нейросеть

Российские компании столкнулись с ростом просрочки платежей

Российские компании столкнулись с резким ростом просрочки платежей со стороны контрагентов.

Проблема стала актуальной для 37 % компаний, тогда как во втором квартале таких было лишь 22 %. Это указывает на возможный рост числа банкротств.

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов предупредил о возможности увеличения числа банкротств из-за высокой ключевой ставки Центробанка. Он отметил, что предприятия не смогут выдержать длительный период высоких ставок, так как всю прибыль съедают платежи по кредитам.

Исследование РСПП показало, что 11 % компаний столкнулись с невозможностью взять кредит, а 22 % не хватает оборотных средств. Это связано с ухудшением финансового положения компаний из-за недоступности оборотных займов.

Число корпоративных банкротств в России за три квартала выросло на 26,1 %. Эксперты отмечают, что ситуация может ухудшиться.

Директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев назвал рост просрочки «плохим сигналом для общего финансового состояния экономики». Закредитованным компаниям будет сложно рефинансировать кредиты из-за высоких ставок и получить новые кредиты из-за нежелания банков работать с такими заёмщиками.

Ключевая ставка Банка России, влияющая на ставки по кредитам, составляла 19 % на момент выступления Чемезова. С тех пор регулятор повысил ставку до 21 % и ужесточил сигнал.

Аналитики ожидают, что в декабре ставка вырастет до 23 %, так как инфляция растёт. В Центробанке понимают риски дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, но директор департамента финансовой стабильности Елизавета Данилова считает, что банкротства могут быть благом для экономики, так как неэффективные предприятия уйдут с рынка.


Производители нарастили выпуск макарон
С начала года по апрель 2025 года отечественные производители выпустили свыше 500 тысяч тонн макаронных изделий, как информирует «Прайм» со ссылкой на Министерство сельского хозяйства РФ.

Этот показатель вырос на три процента по сравнению с прошлым годом. Также отмечен рост экспорта макаронных изделий: в денежном выражении поставки увеличились на 32 процента, а в физическом — на 16 процентов.

В министерстве отметили, что увеличение объёмов производства не только удовлетворяет внутренние потребности, но и способствует расширению поставок на международные рынки. По словам Сергея Немировского, исполнительного директора Национальной ассоциации производителей макаронных изделий, почти половину общего объёма составляет продукция из твёрдой пшеницы.

Согласно данным Института народнохозяйственного прогнозирования, в первом квартале 2025 года, несмотря на снижение продаж картофеля на восемь процентов, реализация макарон увеличилась на пять процентов. Экономисты установили, что покупательная способность россиян в отношении картофеля упала на 45 процентов, в то время как доступность вермишели возросла на 14 процентов.


Китай поставляет в Россию подержанные автомобили с нуля
По информации агентства Reuters, Китай отправлял в Россию новые автомобили, выдавая их за подержанные.

Экспортёр выкупает у производителя или дилера новый автомобиль, затем машина регистрируется с китайскими номерами и маркируется как подержанная с нулевым пробегом. После этого автомобиль отправляют за границу, в том числе в Россию, Центральную Азию и на Ближний Восток.

Таким способом китайские компании, с одной стороны, показывают экономический рост, а с другой — избавляются от машин, которые сложно продать внутри страны. В марте–апреле 2025 года объёмы поставок подержанных автомобилей из азиатских стран на Дальний Восток увеличились более чем на треть, об этом сообщалось ранее.


Переносят сроки строительства Восточного полигона
В ходе выступления на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Андрей Макаров сообщил, что сроки начала работ по третьему этапу Восточного полигона, включающего Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, будут перенесены на год или два из-за нехватки финансирования.

Ранее предполагалось, что работы стартуют в 2024 году, затем их перенесли на начало 2025 года, но теперь сроки снова пересматриваются. «Мы должны были выйти уже на первые работы с начала этого года.

Сейчас это сдвигается минимум на год. Но реально мы видим, что два года здесь будет, наверное, сдвижка», — объяснил Макаров, признав, что для компании это действительно проблема.

По его словам, инвестиционная программа на текущий год сократилась на 880 миллиардов рублей, то есть в два раза по сравнению с 2024 годом. В результате лимиты на реализацию части инфраструктурных проектов уже исчерпаны.

Привлечь заёмные средства РЖД также не в состоянии, потому что правительство ограничивает компании в заимствованиях. Макаров заверил, что в планах у компании нет остановки работы практически ни на одном объекте.

Однако на проекты обхода Саратова, подходов к портам Новороссийска и Тамани, а также на северо-западе страны в июне-июле деньги закончатся. Дополнительной проблемой Макаров назвал возможные трудности у компаний, с которыми РЖД сотрудничает в указанных проектах.

Для них второе полугодие 2025 года может стать критическим. Ранее на строительство Восточного полигона привлекали 36 тысяч человек, в настоящее время от них осталось только 10 тысяч.

Если работ не будет, то ожидаются новые увольнения, также ситуация ударит по бюджету Амурской области и Хабаровского края. По оценке РЖД, проекты БАМа остановятся с текущим уровнем финансирования в сентябре-октябре.

Лимит на расширение Красноярской железной дороге выработан ещё в мае, с такого момента все работы стоят. Ранее заместитель министра транспорта Андрей Никитин заявил, что беспилотные пассажирские поезда дальнего следования в России начнут ходить к 2030 году.

При этом сначала технологию опробуют на грузовых поездах.


Россия нарастила импорт грузинского вина
В мае импорт вина из Грузии в Россию вырос в 3,4 раза по сравнению с прошлым годом и достиг максимума за год, как сообщает РИА Новости.

Грузинская статслужба предоставила данные, согласно которым объём поставок из Грузии увеличился до 17,15 миллиона долларов, в то время как в прошлом году он составлял 5 миллионов. Несмотря на значительный рост, Россия всё ещё вдвое отстаёт от своего импорта за первые пять месяцев прошлого года — 57,6 миллиона долларов против 104,5 миллиона, отмечается в материале.

Ранее стало известно, что в январе и феврале поставки грузинского вина в Россию составили 5,6 тысячи тонн, что в 2,3 раза меньше, чем годом ранее. Общая стоимость поставленной продукции снизилась в 2,2 раза и составила 16 миллионов долларов.

Оба показателя оказались минимальными с 2021 года.


Новости по теме