Согласно обзору «АвтоГрузЭкс» и ПЭК, подготовленному совместно с «Сообществом топ-менеджеров логистических компаний», NATCAR, LKTK Group и «Нексус», в 2026 году в России ожидается рост себестоимости перевозки грузов автотранспортом на 12 процентов, а тарифов на грузоперевозки — на 15–18 процентов.
Одной из причин этого стал прогнозируемый рост цен на топливо на уровне 10 процентов. Тенденция наблюдается в последние месяцы, кроме того, топливные компании пересмотрели свою скидочную политику.
Генеральный директор «Нексус» Тимур Новожилов сообщил, что весной и летом уровень скидок составлял в среднем 21 процент, а осенью снизился до 6,5 процента.
Заместитель генерального директора ПЭК Андрей Мякин отметил, что доля топлива в себестоимости грузоперевозок составляет 30 процентов.
Это означает, что рост цен на топливо увеличит общие расходы на три процента. Кроме того, он ожидает, что расходы на ремонт транспорта в следующем году вырастут на 20 процентов, и напоминает о значительном увеличении платежей для перевозчиков в системе «Платон».
Это произойдёт из-за индексации тарифов на уровень инфляции и повышения льготного коэффициента с 0,51 процента до 0,75 процента (рост величины сбора в полтора раза).
На росте расходов также скажется повышение налоговой нагрузки, включая увеличение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22 процентов.
Многие участники отрасли находятся на грани рентабельности, поэтому рост себестоимости они будут вынуждены переложить в операционные расходы.
В ПЭК прогнозируют, что в следующем году с рынка уйдут 7–10 процентов компаний с доходностью до 10 процентов.
Директор по транспорту NATCAR Евгений Большаков не видит возможности для существенного роста тарифов в первом полугодии из-за снижения покупательской способности россиян. По его мнению, повышение стоимости перевозок начнётся не раньше второго полугодия.
Тем не менее, в «АвтоГрузЭксе» ожидают роста рынка грузоперевозок на три процента в 2026 году из-за увеличения объёма транспортируемых грузов. Однако для этого ключевая ставка Банка России должна снизиться до 13 процентов, а деловая активность и объёмы потребления — вырасти.