Угольная отрасль в убытке.
В первом квартале поставки российского энергетического угля через дальневосточные порты, которые традиционно считаются самым выгодным направлением, стали убыточными.
Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на обзор консалтинговой компании «Технологии доверия» («ТеДо», бывшее подразделение PwC в России).
Даже продажа топлива в Китай имеет отрицательную рентабельность.
В апреле ситуация не изменилась. При поставках угля из Кемеровской области, главного угольного региона страны, нетбэк (конечная цена за вычетом стоимости производства и доставки до покупателя) составил минус 259 рублей за тонну.
Ещё в декабре он составлял 1,7 тысячи рублей.
Главной причиной такой динамики стало падение цен на мировых рынках на десять процентов и укрепление рубля, что в совокупности дало обрушение стоимости топлива в национальной валюте сразу на 30 процентов.
На этом фоне рублёвые тарифы на фрахт, перевалку в портах и аренду полувагонов также поползли вниз, но такой компенсации оказалось недостаточно для прибыльности поставок. В результате 80 процентов всего угольного экспорта России, с учётом самых дорогих коксующихся углей, оказались убыточными.
Самые большие потери несут компании, которые отправляют уголь в Китай через порты Балтийского моря. На такие издержки экспортёрам приходится идти из-за недостаточной пропускной способности железных дорог к портам Дальнего Востока.
В «ТеДо» ожидают, что мировые цены на энергетический уголь в этом году сохранятся на текущих низких уровнях. В одном из сценариев роста стоимости топлива не ожидается в течение пяти лет.
Аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачёв указал, что угольная отрасль столкнулась с «идеальным штормом». Без государственной поддержки бизнес ускорит сокращение инвестиций, необходимых для поддержания добычи, и ускорит закрытие шахт.
Ранее в Минэнерго признали, что уже 27 угольных компаний оказались на грани банкротства, а ещё 62 находятся в сложной ситуации. На этом фоне глава ведомства представил проект антикризисной программы поддержки угольной промышленности страны.
Его обсуждение ещё продолжается. Документ, в том числе, предусматривал снижение железнодорожных тарифов на перевозку угля, хотя в РЖД утверждают, что такая мера приведёт к непокрываемым убыткам компании.