Нейросеть

Вырос спрос на личные электросамокаты

По данным двух крупных федеральных маркетплейсов, за первые четыре месяца 2025 года в России было куплено в 1,5–2 раза больше электросамокатов, чем в прошлом году.

Общее количество проданных в личное пользование средств индивидуальной мобильности (СИМ) достигло 180 тысяч единиц за этот же период, из них около 90% — электросамокаты, остальное — гироскутеры и моноколёса. Это составляет две трети от числа проданных за это же время легковых автомобилей.

Ограничения, которые вводят операторы кикшеринга, стали одним из заметных факторов, стимулирующих спрос на личные электросамокаты. Это скоростные лимиты в 25 км/ч на дорогах, 10 км/ч на пешеходных зонах и «тихие зоны», где самокаты должны ехать с пешеходной скоростью.

Многие точки в городе закрыты для начала и завершения аренды электросамокатов. Благодаря телеметрии, операторы кикшеринга следят за ездой своих пользователей и часто налагают крупные штрафы с блокировкой учётной записи за такие нарушения, как езда вдвоём или передача управления несовершеннолетнему.

Также в этом году в практику операторов кикшеринга вошли временные «мёртвые зоны» для самокатов, которые вводятся во время ряда мероприятий по соображениям безопасности. Кроме того, пользователей кикшеринга обязали идентифицировать себя через учётные записи государственных порталов.

«В этом году новых клиентов действительно стало больше», — рассказал «МК» мастер по ремонту и обслуживанию СИМ Александр Французов. «Есть запросы по новым, только из магазина, самокатам — грубо говоря, на лёгкий тюнинг.

После обновления прошивки можно убрать ограничитель скорости. Ещё пользуется спросом диагностика батарей — владельцы побаиваются пожаров и правильно делают».

Практически все ограничения (пешеходная скорость на тротуарах, запрет на езду вдвоём и вождение несовершеннолетними) действуют на все СИМ, независимо от их принадлежности. Однако всё упирается в трудность администрирования нарушений ПДД: частные СИМ не имеют госномера, поэтому при помощи видеокамер фиксации нарушений налагать штрафы на «частников» затруднительно.

ГИБДД демонстрирует решимость, проводя регулярные рейды с «охотой» на нарушителей этой категории. Так, сейчас в Зеленограде проходит трёхдневный (с 23 по 25 мая) рейд «СИМ, Велокурьер»: экипажи ДПС останавливают для проверки «малый электротранспорт».

Мощные электросамокаты и электровелосипеды (свыше 0,25 кВт мощности) являются с точки зрения ПДД мопедами, требуют наличия водительских «прав». Дорожная полиция пресекает езду вдвоём, проверяет водителей СИМ на трезвость.

Останавливать будут как наездников прокатных СИМ, так и «частников». Если рейды станут регулярными, разница между кикшерингом и личным самокатом снова нивелируется.

«Бесконтрольность» перемещения на личном СИМ можно записать ему в плюс, но цена (от 50 тысяч рублей) и необходимость таскать и парковать тяжёлое устройство останутся минусами. Для поездок, где нужно добраться на самокате до метро, кикшеринг по-прежнему останется более удобным.

А вот по району можно ездить и на собственном.


Нейросеть
Авто в России подорожали вдвое
За последние пять лет средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла в два раза.

«Автостат» сообщает о значительном увеличении стоимости этого вида транспорта в стране, ссылаясь на свои статистические данные. В ноябре 2025 года показатель вырос на 2,9% по сравнению с предыдущим месяцем и достиг 3,54 миллиона рублей.

Эксперты оценили годовой прирост средней стоимости новой легковой машины в России в 16%. Сергей Целиков, глава аналитического агентства, объяснил такую динамику, в частности, кардинальной трансформацией российского авторынка.

После того как западные, японские, американские и южнокорейские бренды массово покинули рынок, структура внутреннего рынка изменилась в пользу более дорогих автомобилей. Доля относительно бюджетных автомобилей Lada за год уменьшилась на 10 процентных пунктов и составила 21%.

В то же время доля глобальных брендов за этот период увеличилась до 13%. Сейчас поставки автомобилей некоторых автогигантов осуществляются только по программе параллельного импорта, что удорожает логистику.

На ситуацию также влияет регулярное повышение утилизационного сбора. Последнее увеличение таможенных ставок произошло 1 декабря.

С этого момента ввоз в страну иномарок категории М1 с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил стал значительно дороже. Всё это, вместе с растущими издержками оставшихся на российском рынке производителей, привело к повышению цен на автомобили и, как следствие, к резкому падению спроса на новые авто в 2025 году.


Нейросеть
Продажи автобусов в России выросли
В ноябре 2025 года в России продажи новых автобусов увеличились на 18 процентов по сравнению с тем же месяцем 2024 года.

Об этом сообщает «Автостат» со ссылкой на свои данные. За последний месяц осени в стране было продано 1974 новых автобуса.

Это на 39 процентов больше, чем в октябре, как уточнили аналитики. Среди представленных брендов лидером остался российский ПАЗ (Павловский автобусный завод).

В ноябре было продано 1106 автобусов этой марки. На втором месте с заметным отставанием от лидера — ещё один отечественный бренд ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод) с результатом в 211 единиц.

Замыкает тройку лидеров Volgabus с 137 проданными автобусами, подытожили эксперты. Несмотря на прирост в ноябре, эксперты считают, что выправить негативную тенденцию, которая затронула автобусный сегмент в 2025 году, до конца декабря не удастся.

По итогам первых десяти месяцев, как отмечали в Минпромторге, реализация этого вида машин в стране снизилась на 42 процента — до 9,6 тысячи единиц. Продажи упали во всех ключевых сегментах российского авторынка.

Среди главных причин такой динамики аналитики называют жёсткую денежно-кредитную политику Центробанка, общее удорожание транспортных средств и регулярное повышение утильсбора. На этом фоне эксперты прогнозируют дальнейшее старение отечественного автопарка.

Глава Минпромторга Антон Алиханов назвал ситуацию со старыми машинами в России очень плохой.


Нейросеть
Меняется российский авторынок
В России сейчас формируется новая экосистема авторынка, и одним из главных факторов в ней становится локализация.

Ирина Франк, глава компании Frank Auto, в комментарии газете «Известия» отметила, что отечественный авторынок переживает «новую реальность». На передний план выходит сборка автомобилей, которые созданы на основе китайских платформ и моделей ушедших из страны автопроизводителей.

Это подтверждается резким увеличением продаж таких марок, как Tenet и Solaris, которые ранее не могли похвастаться большими объёмами продаж на внутреннем рынке. Сокращение доли традиционных лидеров, таких как «большая четвёрка» из Китая (Haval, Chery, Geely, Changan) и отечественный концерн Lada, способствует трансформации российского рынка.

В результате доля прямого импорта готовых автомобилей может снизиться в среднесрочной перспективе. «Его место займёт импорт комплектующих и технологических платформ с последующей сборкой на территории России и стран Евразийского экономического союза», — подчеркнула Франк.

Регулярное повышение утильсбора также способствует изменениям на российском авторынке. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков прогнозирует, что китайский автопроизводитель Chery может скоро покинуть десятку самых востребованных в России брендов.

Его место, по мнению Кадакова, может занять бренд Tenet, чьи автомобили (включая перелицованные Tiggo 4, Tiggo 7 и Tiggo 8) производятся на заводе в Калужской области.


Нейросеть
Ухаживай за авто зимой правильно
Зимой следует мыть автомобиль не реже одного раза в две недели.

Об этом и других рекомендациях по уходу за автомобилем в холодное время года россиянам рассказал Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортёрами «Газпромбанк Автолизинг». По информации «Известий», эксперт подчеркнул, что зимой реагенты, грязь и снег быстро повреждают кузов и способствуют коррозии.

Поэтому правильный уход за автомобилем становится особенно актуальным. Корнев советует взять за правило посещать мойку раз в одну-две недели, чтобы не допускать накопления грязи и химических веществ.

Он отмечает, что удалить запущенные сталактиты из химии и песка из труднодоступных мест сложнее, и всё это время они активно вредят кузову. Эксперт рекомендует отдавать предпочтение тёплым боксам или мыть машину при температуре выше нуля.

После мойки необходимо продувать замки, ручки, зеркала и уплотнители, чтобы избежать их обмерзания. Особое внимание при мытье следует уделить днищу, колёсным аркам, порогам и зонам под бамперами, где чаще всего скапливается дорожная грязь.

Корнев подчёркивает, что наличие защитной плёнки на кузове не освобождает от необходимости мыть автомобиль. Он советует с осторожностью использовать специальные химические составы для сложных мест, которые могут повредить лакокрасочное покрытие и пластик при неаккуратном применении.

Кроме того, эксперт рекомендует применять силиконовые смазки в формате спрея для защиты уплотнителей. Также стоит оставлять машину в тёплом помещении с приоткрытыми окнами и включённым обогревом салона, чтобы удалить накопившуюся влагу и снизить риск образования конденсата.


Новости по теме