• Новости
  • Авто
  • Утверждена индексация утильсбора на автомобили: что ждёт рынок и цены?

Утверждена индексация утильсбора на автомобили: что ждёт рынок и цены?

В России утверждена долгосрочная шкала индексации утилизационного сбора на автомобильную и специализированную технику до 2030 года.

Минпромторг сообщил об этом. Пока повышение сбора не затронет автомобили, уже ввезённые для личного пользования с объёмом двигателя до трёх литров.

Главное условие — не продавать машину в течение года, иначе придётся заплатить сбор по новым требованиям. Для коммерческого ввоза автомобилей ставку повысят на 70–85% с 1 октября, а затем ежегодно будут поднимать на 10–20% до 2030 года.

Это затронет как юридические лица (автосалоны), так и физических лиц, занимающихся перепродажей автомобилей. Эксперты высказали свои мнения о том, как индексация утилизационного сбора повлияет на стоимость автомобилей в России.

Артём Деев, руководитель аналитического департамента AMarket, считает, что индексация на 70–85% приведёт к значительному росту цен на автомобили, как отечественные, так и импортные. Это может снизить спрос на бюджетные автомобили и привести к падению продаж.

Однако он также отметил, что повышение цен может дать импульс развитию отечественного автопрома. Анастасия Чумак, соруководитель практики защиты прав инвесторов компании «Интерцессия», считает, что автомобили подорожают в среднем на 30% к концу года.

Она также привела расчёты, показывающие, что размер утилизационного сбора для малолитражек вырастет с 306 до 556 тысяч рублей к 2030 году. Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства BC Agency, считает, что индексация утильсбора будет способствовать дальнейшему росту цен на машины в течение нескольких лет.

Он также отметил, что это приведёт к росту инфляции, так как цена машин имеет ощутимую долю в этом показателе. Самойленко также отметил, что правительство рассчитывает на увеличение доходов бюджета на 400 миллиардов рублей в год и развитие отечественного автопрома.

Он также указал на то, что автомобиль уже стал роскошью для многих россиян, и цены на автомобили выросли практически в два раза за последние два года. В заключение он отметил, что многие россияне предпочитают отложить покупку нового автомобиля и продолжать пользоваться тем, что у них есть, из-за высоких ставок по кредитам и роста цен на автомобили.


Chery возглавляет рейтинг производителей двигателей
Портал «Китайские автомобили» сообщил, что автомобильная группа Chery стала лидером рейтинга производителей двигателей внутреннего сгорания по итогам десяти месяцев этого года.

С января по октябрь 2025 года в Китае было выпущено, продано и отправлено на экспорт 17,69 миллиона бензиновых силовых агрегатов, что на 11,4 процента больше по сравнению с прошлогодними результатами. Такие данные представила Китайская ассоциация производителей двигателей внутреннего сгорания (CICEIA).

Аналитики считают, что положительная динамика связана с ростом спроса на гибридные автомобили и активными поставками моторов за рубеж. Однако автомобили с ДВС всё меньше интересуют китайских покупателей.

Тем не менее Chery удалось возглавить рейтинг компаний-производителей. За отчётный период концерн реализовал более 2,6 миллиона своих двигателей Acteco.

На долю Chery пришлось 14,8 процента всего рынка. По экспертным оценкам, от 400 до 500 тысяч единиц из этого объёма были поставлены другим компаниям или экспортированы.

Второе место занял BYD с результатом в 1,78 миллиона двигателей, которому принадлежит 10 процентов рынка. Компания остаётся одним из крупнейших производителей благодаря высокому спросу на свои гибридные модели, несмотря на отказ от выпуска автомобилей с ДВС ещё в 2022 году.

На третьей строчке рейтинга — Geely, которая продала 1,7 миллиона моторов, разработанных и произведённых в основном её дочерней структурой Horse Powertrain. Эти двигатели устанавливаются на автомобили марок Geely, Geely Galaxy, Lynk & Co и Zeekr.

Далее следуют совместное предприятие FAW Volkswagen (1,26 миллиона двигателей) и компания Changan (1,06 миллиона моторов). В десятку также попали подразделение Great Wall Motors — Hycet, а также компании Sokon, SGMW, GAC Toyota и SAIC Zhengzhou.

Доля рынка этих марок не превышает 5 процентов в каждом случае. Ранее стало известно, что по итогам ноября продажи автомобилей в Китае упали на 8,5 процента в годовом выражении, до 2,24 миллиона единиц, что стало максимальным снижением за последние девять месяцев.

Ноябрьский провал обеспечили машины с бензиновым двигателем — их результат оказался на 22 процента ниже, чем в тот же месяц годом ранее.


Нейросеть
Дилер обанкротился из-за судебного решения
Покупатель столкнулся с конфликтом с официальным дилером Chery в Рязани, что привело к банкротству последнего.

Об этом сообщил Telegram-канал Mash. Через две недели после покупки нового кроссовера Chery Tiggo 4 за 2 миллиона рублей владелец заметил, что краска на кузове отслаивается и осыпается.

Он обратился к дилеру за гарантийным ремонтом, и проблему устранили, но затем дефект проявился снова. Согласно закону, при повторном возникновении неисправности по вине производителя покупатель может расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата полной стоимости автомобиля.

Однако автосалон отказался решить вопрос добровольно, что привело к обращению владельца в суд. Во время судебного процесса на истца оказывали давление: неизвестные дежурили у его дома и пытались «поговорить по-мужски».

Но владельца бракованного автомобиля не удалось запугать. Суд встал на сторону потребителя и обязал дилера вернуть не только 2 миллиона рублей за автомобиль, но и выплатить значительную неустойку.

Общая сумма взыскания составила 55 миллионов рублей. Для дилерского центра с официальной годовой прибылью 2,16 миллиона рублей такое решение стало непосильным, и компания объявила о банкротстве через суд.

Генеральная прокуратура РФ проводит проверку по этому факту.


Нейросеть
Предложи льготы для электромобилей
Эксперты Центра стратегического развития (ЦСР) предложили изменения в системе льгот для покупателей и производителей электромобилей.

Они считают, что это поможет увеличить спрос на экологичный транспорт. Аналитики предлагают пересмотреть государственную поддержку электротранспорта, уделив особое внимание созданию льготных условий для производства доступных моделей и их компонентов, а также расширению льгот для покупателей электромобилей.

В ЦСР также выступили за введение особых таможенных и налоговых режимов для импорта электрокаров и механизмов. Это должно снизить конкурентоспособность машин на традиционном топливе.

Для такси и городского транспорта предлагается ввести ряд ограничений. Сегодня в России действует концепция развития производства и использования электрического транспорта.

Согласно этому документу, к 2030 году в стране должно ежегодно выпускаться около 215 тысяч электрокаров, а их доля на рынке должна составлять не менее 15 процентов. Также предусмотрено увеличение парка «зелёного» транспорта до 1,4 миллиона единиц.

Однако сейчас льгот для производителей и покупателей не так много. Для производителей предусмотрены субсидии по специнвестконтрактам, которые заключаются с Минпромторгом РФ.

Покупатели могут получить скидку в размере 35 процентов (но не более 925 тысяч рублей) по госпрограммам, а также отмену платы за проезд по платным трассам и транспортного налога в некоторых регионах.


Нейросеть
Авто в России подорожали вдвое
За последние пять лет средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла в два раза.

«Автостат» сообщает о значительном увеличении стоимости этого вида транспорта в стране, ссылаясь на свои статистические данные. В ноябре 2025 года показатель вырос на 2,9% по сравнению с предыдущим месяцем и достиг 3,54 миллиона рублей.

Эксперты оценили годовой прирост средней стоимости новой легковой машины в России в 16%. Сергей Целиков, глава аналитического агентства, объяснил такую динамику, в частности, кардинальной трансформацией российского авторынка.

После того как западные, японские, американские и южнокорейские бренды массово покинули рынок, структура внутреннего рынка изменилась в пользу более дорогих автомобилей. Доля относительно бюджетных автомобилей Lada за год уменьшилась на 10 процентных пунктов и составила 21%.

В то же время доля глобальных брендов за этот период увеличилась до 13%. Сейчас поставки автомобилей некоторых автогигантов осуществляются только по программе параллельного импорта, что удорожает логистику.

На ситуацию также влияет регулярное повышение утилизационного сбора. Последнее увеличение таможенных ставок произошло 1 декабря.

С этого момента ввоз в страну иномарок категории М1 с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил стал значительно дороже. Всё это, вместе с растущими издержками оставшихся на российском рынке производителей, привело к повышению цен на автомобили и, как следствие, к резкому падению спроса на новые авто в 2025 году.


Новости по теме