Меняется российский авторынок

В России сейчас формируется новая экосистема авторынка, и одним из главных факторов в ней становится локализация.

Ирина Франк, глава компании Frank Auto, в комментарии газете «Известия» отметила, что отечественный авторынок переживает «новую реальность». На передний план выходит сборка автомобилей, которые созданы на основе китайских платформ и моделей ушедших из страны автопроизводителей.

Это подтверждается резким увеличением продаж таких марок, как Tenet и Solaris, которые ранее не могли похвастаться большими объёмами продаж на внутреннем рынке. Сокращение доли традиционных лидеров, таких как «большая четвёрка» из Китая (Haval, Chery, Geely, Changan) и отечественный концерн Lada, способствует трансформации российского рынка.

В результате доля прямого импорта готовых автомобилей может снизиться в среднесрочной перспективе. «Его место займёт импорт комплектующих и технологических платформ с последующей сборкой на территории России и стран Евразийского экономического союза», — подчеркнула Франк.

Регулярное повышение утильсбора также способствует изменениям на российском авторынке. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков прогнозирует, что китайский автопроизводитель Chery может скоро покинуть десятку самых востребованных в России брендов.

Его место, по мнению Кадакова, может занять бренд Tenet, чьи автомобили (включая перелицованные Tiggo 4, Tiggo 7 и Tiggo 8) производятся на заводе в Калужской области.


Нейросеть
Дилер обанкротился из-за судебного решения
Покупатель столкнулся с конфликтом с официальным дилером Chery в Рязани, что привело к банкротству последнего.

Об этом сообщил Telegram-канал Mash. Через две недели после покупки нового кроссовера Chery Tiggo 4 за 2 миллиона рублей владелец заметил, что краска на кузове отслаивается и осыпается.

Он обратился к дилеру за гарантийным ремонтом, и проблему устранили, но затем дефект проявился снова. Согласно закону, при повторном возникновении неисправности по вине производителя покупатель может расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата полной стоимости автомобиля.

Однако автосалон отказался решить вопрос добровольно, что привело к обращению владельца в суд. Во время судебного процесса на истца оказывали давление: неизвестные дежурили у его дома и пытались «поговорить по-мужски».

Но владельца бракованного автомобиля не удалось запугать. Суд встал на сторону потребителя и обязал дилера вернуть не только 2 миллиона рублей за автомобиль, но и выплатить значительную неустойку.

Общая сумма взыскания составила 55 миллионов рублей. Для дилерского центра с официальной годовой прибылью 2,16 миллиона рублей такое решение стало непосильным, и компания объявила о банкротстве через суд.

Генеральная прокуратура РФ проводит проверку по этому факту.


Нейросеть
Предложи льготы для электромобилей
Эксперты Центра стратегического развития (ЦСР) предложили изменения в системе льгот для покупателей и производителей электромобилей.

Они считают, что это поможет увеличить спрос на экологичный транспорт. Аналитики предлагают пересмотреть государственную поддержку электротранспорта, уделив особое внимание созданию льготных условий для производства доступных моделей и их компонентов, а также расширению льгот для покупателей электромобилей.

В ЦСР также выступили за введение особых таможенных и налоговых режимов для импорта электрокаров и механизмов. Это должно снизить конкурентоспособность машин на традиционном топливе.

Для такси и городского транспорта предлагается ввести ряд ограничений. Сегодня в России действует концепция развития производства и использования электрического транспорта.

Согласно этому документу, к 2030 году в стране должно ежегодно выпускаться около 215 тысяч электрокаров, а их доля на рынке должна составлять не менее 15 процентов. Также предусмотрено увеличение парка «зелёного» транспорта до 1,4 миллиона единиц.

Однако сейчас льгот для производителей и покупателей не так много. Для производителей предусмотрены субсидии по специнвестконтрактам, которые заключаются с Минпромторгом РФ.

Покупатели могут получить скидку в размере 35 процентов (но не более 925 тысяч рублей) по госпрограммам, а также отмену платы за проезд по платным трассам и транспортного налога в некоторых регионах.


Нейросеть
Авто в России подорожали вдвое
За последние пять лет средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России выросла в два раза.

«Автостат» сообщает о значительном увеличении стоимости этого вида транспорта в стране, ссылаясь на свои статистические данные. В ноябре 2025 года показатель вырос на 2,9% по сравнению с предыдущим месяцем и достиг 3,54 миллиона рублей.

Эксперты оценили годовой прирост средней стоимости новой легковой машины в России в 16%. Сергей Целиков, глава аналитического агентства, объяснил такую динамику, в частности, кардинальной трансформацией российского авторынка.

После того как западные, японские, американские и южнокорейские бренды массово покинули рынок, структура внутреннего рынка изменилась в пользу более дорогих автомобилей. Доля относительно бюджетных автомобилей Lada за год уменьшилась на 10 процентных пунктов и составила 21%.

В то же время доля глобальных брендов за этот период увеличилась до 13%. Сейчас поставки автомобилей некоторых автогигантов осуществляются только по программе параллельного импорта, что удорожает логистику.

На ситуацию также влияет регулярное повышение утилизационного сбора. Последнее увеличение таможенных ставок произошло 1 декабря.

С этого момента ввоз в страну иномарок категории М1 с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил стал значительно дороже. Всё это, вместе с растущими издержками оставшихся на российском рынке производителей, привело к повышению цен на автомобили и, как следствие, к резкому падению спроса на новые авто в 2025 году.


Нейросеть
Продажи автобусов в России выросли
В ноябре 2025 года в России продажи новых автобусов увеличились на 18 процентов по сравнению с тем же месяцем 2024 года.

Об этом сообщает «Автостат» со ссылкой на свои данные. За последний месяц осени в стране было продано 1974 новых автобуса.

Это на 39 процентов больше, чем в октябре, как уточнили аналитики. Среди представленных брендов лидером остался российский ПАЗ (Павловский автобусный завод).

В ноябре было продано 1106 автобусов этой марки. На втором месте с заметным отставанием от лидера — ещё один отечественный бренд ЛиАЗ (Ликинский автобусный завод) с результатом в 211 единиц.

Замыкает тройку лидеров Volgabus с 137 проданными автобусами, подытожили эксперты. Несмотря на прирост в ноябре, эксперты считают, что выправить негативную тенденцию, которая затронула автобусный сегмент в 2025 году, до конца декабря не удастся.

По итогам первых десяти месяцев, как отмечали в Минпромторге, реализация этого вида машин в стране снизилась на 42 процента — до 9,6 тысячи единиц. Продажи упали во всех ключевых сегментах российского авторынка.

Среди главных причин такой динамики аналитики называют жёсткую денежно-кредитную политику Центробанка, общее удорожание транспортных средств и регулярное повышение утильсбора. На этом фоне эксперты прогнозируют дальнейшее старение отечественного автопарка.

Глава Минпромторга Антон Алиханов назвал ситуацию со старыми машинами в России очень плохой.


Новости по теме