Спектакль-коллаж: поиски смысла.
Актриса Мария Антипп, жена Игоря Миркурбанова, играет в спектакле роль жены Поприщина, поэтессы и хозяйки салона «Царство Аиды». Это спектакль-коллаж, основанный на произведениях Николая Васильевича Гоголя: «Нос», «Портрет», «Мёртвые души», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и других.
Режиссёр обращается к «сакральной теме, занявшей центральное место в духовном пути писателя, — к теме покаяния». Игорь Миркурбанов объяснял свои фантазии по поводу религиозных и нравственных поисков Гоголя тем, что его интересовал последний период жизни писателя, связанный с религиозностью и исповедальностью.
Сатирический момент произведений Гоголя его мало интересовал. Свой авторский замысел он подкрепил цитатами из статей Гоголя, что ещё больше запутало зрителей.
Им оставалось только «молиться Богу о том, чтобы открылось его чудное значение и вся глубина его высокого смысла», как сказано в статье Гоголя «Значение болезней». Трудно понять, почему именно эту цитату взял режиссёр, но с «высокими смыслами» (и не высокими тоже) в спектакле есть проблемы.
Их поиск оказался таким же неблагодарным занятием, как, если верить Конфуцию, искать в тёмной комнате чёрную кошку, особенно если её там нет. Перед началом спектакля актёры уверяли представителей СМИ, что это путешествие и мистерия.
«Сон городничего. Мэра уездного города.
Это вчера, завтра и сегодня, которые существуют одновременно», — говорили они. Это был пресс-показ.
«Это глубокий, умный спектакль, даже слишком интеллектуальный. Он будет сложно восприниматься», — пытались актёры напугать зрителей и успокоить себя, что это не просто премьера, а «вызов».
«Помимо Гоголя, есть влияние Стэнли Кубрика, Дэвида Линча и Отара Иоселиани... Много цитат из кино», — убеждали они, что их время и силы потрачены не зря.