Николай Цискаридзе играет Людовика.
Идея поставить «Кабалу святош» Булгакова на сцене Художественного театра возникла у худрука МХТ Константина Хабенского и Юрия Квятковского, бывшего главного режиссёра Росгосцирка. Примерно год назад они задумались о том, что Булгаков писал эту пьесу специально для Художественного театра, хотя у неё здесь была непростая судьба.
Первую постановку (1936 год) — спектакль «Мольер» — закрыли после семи показов и разгромной статьи в «Правде» — «Внешний блеск и фальшивое содержание». «Кабалу» отложили на полвека.
Когда её снова поставили в 1988 году при Олеге Ефремове, она имела успех. Олег Ефремов играл Мольера в постановке режиссёра Адольфа Шапиро.
В роли короля Людовика XIV был Иннокентий Смоктуновский. Иннокентий Михайлович был великолепен: в роскошном парике, буклях и локонах, с ярко накрашенным ртом и очаровательной родинкой из чёрного бархата.
Следующая постановка «Кабалы» была при худруке Олеге Табакове, который играл Мольера. Всем постановкам «Кабалы» Музей МХАТ посвятил выставку в Зелёном фойе театра в Камергерском переулке, она сейчас открыта.
Константин Хабенский, нынешний руководитель МХТ, решил взяться за Мольера. Роль Людовика он предложил Николаю Цискаридзе, с которым до этого не был лично знаком.
Цискаридзе согласился без раздумий. Во-первых, это Московский Художественный театр, от такой сцены не отказываются.
Во-вторых, Булгаков. «Нет более точного произведения на тему таланта и бездарности, яркой личности и серости, которая уничтожает талант, чем „Кабала святош“ Булгакова.
Мне эта тема очень знакома», — объяснил своё «да» Цискаридзе. В-третьих, Николай хорошо знает биографию Людовика XIV, который придумал балет.
Цискаридзе много про него читал, интересовался. И наконец, предложение поступило от Хабенского — одного из его любимейших артистов.