• Новости
  • Рынки
  • НБКР ввёл ограничения: российские импортёры столкнулись с проблемами при оплате товаров

НБКР ввёл ограничения: российские импортёры столкнулись с проблемами при оплате товаров

После введения Национальным банком Киргизии новых условий для участников внешнеэкономической деятельности российские импортёры столкнулись с трудностями. Республиканский регулятор запретил осуществлять платежи по контрактам на поставку товаров в иностранные государства, если не предусмотрена их доставка на территорию Киргизии. Издание Economist.kg сообщает, что из-за этого решения перекрылся канал транзитных платежей за товары из третьих стран в Россию через Киргизию.

Импортёрам пришлось искать обходные пути для оплаты, так как требование проводить товар через эту республику с таможенными и налоговыми расходами приводит к удорожанию логистики на 1,5-3 процента на каждом этапе. Поставки становятся менее выгодными, а их реальная транспортировка через Киргизию может повысить цену доставки на 60 процентов.

Меры Национального банка Киргизии продиктованы просьбами международных финансовых организаций и направлены на обеспечение экономической безопасности и финансовой стабильности республики. Ранее сообщалось, что решение Бишкека ограничить возможности проведения платежей для российских импортёров заставит их изменить логистические цепочки.

В начале сентября министр экономики Киргизии Данияр Амангельдиев заявил, что республиканским банкам в течение года нельзя будет принимать к исполнению платёжные поручения и осуществлять расчёты по контрактам без поставки на территорию государства.


Продажи легковых авто в России выросли в ноябре
По данным «Автостат», которые опираются на информацию от АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг»), в ноябре 2025 года продажи новых легковых автомобилей в России выросли на пять процентов по сравнению с ноябрём 2024 года.

Это первый рост за последние 10 месяцев, как отмечают аналитики. Последний раз продажи новых легковых машин в стране были положительными в феврале.

В январе прирост составил 11 процентов, после чего продажи начали стабильно снижаться, поясняют эксперты. Всего в ноябре в России было продано около 128 тысяч новых легковых автомобилей.

Однако за первые одиннадцать месяцев года продажи снизились на 18 процентов по сравнению с прошлым годом и составили 1,19 миллиона единиц. У всех ключевых брендов продажи заметно упали.

Например, продажи Lada за январь — ноябрь сократились на 25,3 процента и составили 298 373 машины. Но даже при этом российский бренд сохранил статус самого популярного в стране.

Второе место занял Haval с 153 802 проданными автомобилями (снижение на 12,4 процента), а замыкает тройку лидеров ещё один китайский производитель — Geely (86 309 единиц, снижение на 38,4 процента). Эксперты связывают резкое падение продаж новых легковых автомобилей в России с несколькими факторами.

Среди основных причин — жёсткая денежно-кредитная политика Центробанка, уменьшение доступности автокредитов для многих граждан, общее увеличение цен на автомобили и регулярное повышение утилизационного сбора. Последнее, по словам специалистов, особенно сильно повлияет на цены и продажи мощных иномарок в ближайшем будущем.

Денис Блинов, основатель компании EvoCars, оценивает вилку подорожания при ввозе машин с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил в 200 тысяч — 2 миллиона рублей.


Растёт неполная занятость в России
В Российской Федерации наблюдается увеличение числа работников, которые находятся в простое, трудятся неполный день или рискуют быть уволенными.

Об этом сообщил экономист, эксперт Торгово-промышленной палаты Анатолий Никитин, его слова цитирует «Газета.Ru».

По его замечанию, в стране растёт количество резюме граждан, однако одновременно уменьшается число вакансий. Предприятия переносят сроки реализации крупных проектов, урезают бюджеты, оптимизируют бизнес-процессы и сокращают персонал.

Никитин подчеркнул, что существует структурная безработица, то есть несоответствие между навыками работников и требованиями современных рабочих мест. Экономист считает, что в 2026 году тенденция роста неполной занятости в стране сохранится и даже усилится.

В октябре 2025 года индекс безработицы в России увеличился с минус 49 до минус 42 пунктов. Респонденты отметили рост числа увольнений среди своих близких и знакомых.

Российский рынок труда изменился: теперь он ориентирован не на привычные «прыжки с работы на работу», а на удержание текущих должностей. Компании сокращают набор новых сотрудников, не спешат повышать зарплаты, а работники опасаются потерять работу.


Поддержи министр валютный коридор
Рыночный курс рубля является одним из ключевых факторов макроэкономической стабильности России, и установление валютного коридора может лишить страну этого преимущества.

Такое мнение высказал глава Минфина Антон Силуанов, его слова цитирует РИА Новости. Первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов ранее предложил рассмотреть валютный коридор как альтернативу плавающему курсу рубля в новых макроэкономических условиях.

По его мнению, российским финансовым властям следует признать серьёзную проблему курсообразования национальной валюты, поскольку публикуемый Центральным банком курс воспринимается как «ненастоящий». Дмитрий Пьянов описал колебания рубля как «безумные качели».

В кулуарах инвестиционного форума ВТБ «Россия зовёт!» Силуанов заявил, что не может поддержать предложение о введении валютного коридора, поскольку его границы потребуется поддерживать с помощью интервенций или покупок Банком России на рынке.

Попытки установить нерыночный курс могут свести на нет все усилия властей последних лет, включая таргетирование инфляции, плавающий курс и бюджетное правило, которые являются основой макроэкономической стабильности. «Я не считаю — курс крепкий или не крепкий.

Был рубль по 60, по 70 и по 100. Сегодня у нас как раз это серединка тех границ, которые мы в некоторой степени проходили...

Во-первых, Пьянов не сказал, что это за границы. И если будут установлены границы, то, соответственно, значит, необходимо их поддерживать», — пояснил министр.

Глава ВТБ Андрей Костин ранее назвал курс российской валюты в 78 рублей за доллар вредным как для федерального бюджета, так и для отечественных экспортёров. При слишком крепком курсе компании, ориентированные на внешние рынки, теряют в прибыли, а федеральная казна недополучает доходы, которые могли бы быть направлены на дополнительное финансирование крупных инфраструктурных проектов и проблемных ключевых отраслей.

Андрей Костин считает, что оптимальным вариантом стал бы коридор в 90–100 рублей за доллар плюс.


Орешкин предлагает нарастить импорт для ослабления рубля
Помощник президента Максим Орешкин считает, что для снижения курса национальной валюты необходимо активно увеличивать объёмы импорта.

Об этом заявил Орешкин на форуме ВТБ «Россия зовёт». По его словам, если бы правительство хотело более высокий курс иностранной валюты, оно бы приняло соответствующие меры.

«Если правительство считает, что для каких-то целей развития нужен более слабый рубль, то должна идти агрессивная политика наращивания импорта в каких-то определённых сегментах. Пока я этого от правительства не вижу», — пояснил он.

Министр экономического развития РФ Максим Решетников добавил, что в ближайшее время курс рубля будет значительно крепче, чем ожидалось год назад. Это станет вызовом для российской экономики, поскольку некоторые экспортные товары могут потерять свою конкурентоспособность.

С начала года рубль укрепился по отношению к доллару на 24%, к евро — на 14%, к юаню — на 21%. Руководитель департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман полагает, что такая тенденция сохранится.

Ключевую роль в этом будет играть политика Центрального банка, поскольку высокая ключевая ставка делает рублёвые активы более привлекательными.


Новости по теме