Минэкономразвития предлагает изменить правила возврата товаров
Газета «Известия» сообщает, что в России предложили запретить возврат некоторых категорий товаров, купленных на маркетплейсах.
Инициатива исходит от Минэкономразвития, об этом стало известно со ссылкой на соответствующее предложение. Максим Решетников, глава ведомства, на заседании комитета по экономической политике в Совете Федерации высказался за введение «невозвратных тарифов по аналогии с авиабилетами».
Министр пояснил, что такие меры могут способствовать снижению цен на отечественную продукцию, и отметил, что это вопросы, которые нужно серьёзно обсуждать. Решетников объяснил необходимость запрета на возврат некоторых товаров проблемами, с которыми сталкиваются предприниматели.
Он указал на то, что бизнес страдает от злоупотреблений со стороны потребителей и конкурентов, когда заказывают большие партии и не выкупают их, берут одежду перед Новым годом и возвращают её после праздников. Такие действия вынуждают предпринимателей перекладывать издержки в цены товаров.
Особый порядок возврата купленных онлайн-товаров мог бы стать «реальной поддержкой» для предпринимателей перед сезоном праздников. Управляющий партнёр компании «Русяев и партнёры», юрист Илья Русяев, отметил, что в рамках предложения главы Минэкономразвития может быть создана модель, при которой покупатель либо выбирает сохранить право вернуть товар надлежащего качества в течение установленного законом срока, либо соглашается на более низкую цену, но без возможности отказа.
Поводом для создания такой модели стал факт, что при огромном числе онлайн-заказов фиксируется значительный объём возвратов товаров надлежащего качества. Однако руководитель информационного отдела независимого профсоюза «Новый Труд» Мария Коледа предупредила, что магазины могут начать специально завышать цены, чтобы подтолкнуть к выбору варианта без возврата.
Вместо этого, по её мнению, можно усовершенствовать систему идентификации недобросовестных покупателей, улучшать механизмы досудебного урегулирования споров или вводить для некоторых категорий товаров частичный возврат средств. Вариант с «возвратным» и «невозвратным» тарифами может создать для граждан дополнительные неудобства и негативно сказаться на доверии к онлайн-торговле.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщили, что по итогам первой половины 2025 года суммарный объём интернет-торговли в России увеличился на 36 процентов в сравнении с тем же периодом 2024-го и достиг 5,3 триллиона рублей. Подавляющая часть интернет-продаж пришлась на онлайн-магазины и маркетплейсы.
На этом фоне доля подобного рода торговли в структуре розничных продаж в стране увеличилась на 7,2 процентного пункта год к году и достигла отметки в 22,4 процента.