В янтаре нашли следы древних экосистем Антарктиды
Янтарь, найденный в Антарктиде, представляет собой важное свидетельство существования заболоченных тропических лесов вблизи Южного полюса в середине мелового периода.
Эти леса были домом для хвойных деревьев, похожих на те, что растут сегодня в Новой Зеландии и Патагонии. Раскопки янтаря в Антарктиде позволяют учёным изучать древнюю экосистему, когда климат был тёплым и влажным, что позволяло смолистым деревьям расти.
Хотя зимой деревья сталкивались с месяцами полной темноты, они выделяли смолу для защиты коры от повреждений, вызванных огнём или насекомыми. Ранее янтарь мелового периода находили только на юге, в Австралии и Новой Зеландии.
Морской геолог Иоганн Клагес объясняет, что обнаружение янтаря в Антарктиде позволяет понять, как климатические условия на разных континентах влияли на выживание смолистых деревьев. Теперь задача учёных — узнать больше о лесной экосистеме: определить, сгорел ли лес полностью, и найти следы жизни в янтаре.
С начала 19 века учёные находят окаменевшую древесину и листья в Антарктиде, но многие из этих находок относятся к сотням миллионов лет назад, когда существовал южный суперконтинент Гондвана. Неясно, что произошло с лесами Антарктиды после отделения континента от Австралии и Южной Америки.
В 2017 году исследователи пробурили морское дно у Западной Антарктиды и нашли доказательства утраченных экосистем. В 2020 году Клагес и его команда объявили об обнаружении паутины окаменелых корней, пыльцы и спор.
Недавно проведённые бурения предоставили доказательства существования смолистых деревьев в Антарктиде. В слое аргиллита толщиной 3 метра команда Клагеса обнаружила крошечные кусочки янтаря размером 0,5–1 миллиметр с различными оттенками от жёлтого до оранжевого и характерными трещинами на поверхности.
Исследователи считают, что янтарь сохранился благодаря быстрому покрытию смолы водой, которая защитила её от ультрафиолетового излучения и окисления. Возможно, янтарь содержит кусочки древесной коры, но для подтверждения этого требуется дальнейший анализ.