Сергей Константинович объясняет, что учёным важно знать характеристики волнового волнения в океане, поскольку это необходимо для моделирования климата.
Волны влияют на характеристики потоков тепла и газов из океана в атмосферу. Кроме того, это важно для безопасности мореплавания.
Капитанам судов нужно понимать, где они могут столкнуться со штормовыми волнениями, и иметь под рукой статистику штормов.
Сейчас большую часть информации о волнах получают традиционно, от попутных наблюдений с судов.
Моряки наблюдают с борта судна за характером волн и фиксируют их параметры в судовом журнале. Спутники тоже «наблюдают», но у них есть ограничение по точности, поэтому их результаты нужно сверять с данными, полученными с попутных судов.
Есть ещё модельные расчёты волн, которые тоже требуют подтверждения по прямым наблюдениям.
В 90-е годы началось массовое оборудование судов автоматическими метрологическими станциями, которые измеряют температуру, ветер, влажность, давление.
Раньше всё это фиксировали моряки, а попутно наблюдали и за волнами. С появлением автоматики они перестали наблюдать самостоятельно.
Кроме того, судов, курсирующих в Мировом океане, становится всё меньше. Два-три судна среднего размера заменяют гигантские круизные лайнеры на тысячи пассажиров.
Сотрудники лаборатории, включая Наталью Тилинину и Елизавету Ежову, задумались о том, можно ли придумать прибор, который можно было бы присоединить к обычному судовому навигационному радару для непосредственного наблюдения волн. Связавшись с питерской организацией «Морские комплексы и системы», они получили прибор, позволяющий чётко записывать сигнал с любого навигационного радара, а затем разработали программу для обработки этого сигнала.
Система SeaVision позволяет получать уникальную информацию о волнении, полный его угловой спектр, который недоступен ни человеческому глазу, ни спутникам. Спутники дают просто высоту волны, а система SeaVision — ещё период, направление, спектр.
Эти характеристики получают с периодичностью в две секунды, с которой работает радар. Кроме научной ценности сбора статистики о волнах, система помогает экипажам судов получать информацию о приближающихся экстремально высоких волнах и выбирать более безопасные маршруты.
Сотрудники лаборатории активно участвуют в научных экспедициях на судах Института океанологии им. П.
П. Ширшова и Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Система — ещё один компонент национальной системы мониторинга климатически активных веществ. В Бискайском заливе и у берегов Антарктиды удалось зарегистрировать волны высотой более 6 метров.
За последние годы удалось довести разработку до автоматического сбора параметров волнения. В дальнейшем планируется создание глобальной сети по сбору такой статистики и масштабирование оборудования на все суда научного флота.
Самые нежелательные для мореплавателей — высокие волны. Свежие ветровые волны могут достигать и 10, и в редких случаях 20 метров, поэтому необходимо проводить тщательный мониторинг и прогноз таких штормовых явлений.