Банки увеличили выдачу займов под залог автомобиля.
На фоне ужесточения лимитов Центробанка по кредитованию заёмщиков с высокой долговой нагрузкой банки в пять раз увеличили выдачу нецелевых займов под залог автомобиля. О кратной росте такой практики в комментарии «Известиям» рассказала директор департамента финансовой стабильности Банка России Елизавета Данилова.
По её словам, в 2023 году на такие кредиты в целом по банковской отрасли приходилось около одного процента от общего объёма, а в октябре 2024-го — уже пять процентов. При этом регулятор отмечает, что у отдельных финансовых организаций доля займов под залог личного транспорта выросла всего за год с нуля до 50 процентов.
Для банков такой формат позволяет обходить меры ЦБ по борьбе с закредитованностью граждан, потому что на случаи, когда мерой обеспечения становится автомобиль, ограничения не распространяются. В свою очередь, для граждан, которым из-за большого числа займов денег больше не дают, этот способ является одним из последних.
Данилова отметила, что просрочка по кредитам, взятым под залог автомобиля, растёт быстрее, чем в остальных случаях. На третий месяц платежи пропускает уже 1,6 процента заёмщиков, в то время как для кредита наличными такая доля составляет 1,2 процента, а для автокредита — 0,9 процента.
Центробанк пытается бороться со сложившейся практикой. С 1 ноября выросла надбавка к коэффициентам по таким кредитам, а с середины следующего года предполагается введение количественных ограничений на такой вид кредитования.
Руководитель проекта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева рассказала, что в продвижении кредитов под залог автомобиля банки используют множество уловок. Например, от них сложно получить информацию о важных условиях займа, в том числе о методе оценки стоимости машины.
Она указала, что зачастую цена автомобиля в условиях договора оказывается на 50–70 процентов ниже рыночной, что увеличивает риски потерять его. Кроме того, некоторые банки при оформлении кредита предлагают автовладельцу подписать ещё два договора — на продажу транспортного средства банку и на лизинг.
В результате заёмщик может лишиться автомобиля даже при незначительной просрочке, но останется должен банку, потому что схема возвратного лизинга не регулируется законодательством. Дело в том, что в договор о лизинге можно включить массу условий.
Например, ограничить территорию нахождения автомобиля границами населённого пункта таким образом, чтобы при нарушении этого условия автомобиль изымался.