Центральный банк Российской Федерации установил критерии, позволяющие определить мошеннические операции при снятии наличных в банкоматах.
Эти критерии опубликованы на официальном сайте регулятора в приказе, который касается операций, проводимых без согласия клиента. Среди них — необычные временные рамки снятия средств, нетипичные суммы, расположение банкоматов в непривычных местах, а также запросы на выдачу денег нестандартными способами, например, по QR-коду вместо карты.
Кроме того, к подозрительным признакам отнесены изменения в активности телефонных разговоров за шесть часов до операции, увеличение количества СМС с незнакомых номеров, в том числе в мессенджерах. Также насторожить должно снятие наличных в течение суток после получения кредита или займа, повышение лимита на выдачу наличных, смена номера телефона для входа в интернет-банк, сообщения об изменении характеристик телефона, используемого для снятия денег, наличие вредоносных программ на устройстве клиента и переводы более 200 тысяч рублей по системе быстрых платежей со счёта в другом банке или досрочное закрытие вклада на аналогичную сумму.
В Центральном банке напомнили, что с 1 сентября банки, выпустившие платёжную карту, обязаны проверять, не находится ли клиент под влиянием мошенников или не совершает ли операцию мошенник вместо него, при выдаче наличных через банкоматы. Если операция соответствует хотя бы одному из перечисленных критериев, банк немедленно информирует об этом клиента и на 48 часов вводит временный лимит на выдачу наличных в банкомате — до 50 тысяч рублей в сутки, при этом снять более крупную сумму в этот период можно будет только в отделении банка.
Ранее сообщалось, что злоумышленники рассылают россиянам поддельные скриншоты из банковских приложений, обещая «прибыль от инвестиций», для вывода которой якобы требуется «встречный перевод средств получателю (мошенникам!) в размере 49 900 рублей».
В Министерстве внутренних дел напомнили, что банки, платёжные системы или брокеры никогда не требуют от клиентов переводить деньги физическим лицам, поскольку комиссии платятся сервису, а не человеку.