В начале 2025 года доля компаний, которые работают в убыток, без учёта малого и среднего бизнеса, финансовых и государственных структур, достигла 30,4%.
Это стало самым высоким показателем со времён пандемии COVID-19, когда об убытках заявили 35% предприятий. Такие данные приводит издание «Известия», ссылаясь на Росстат.
За этот период прибыль получили 43 тысячи организаций, общая сумма составила 18,4 триллиона рублей, а почти 19 тысяч компаний понесли убытки на пять триллионов рублей.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил, что такой показатель свидетельствует о системных проблемах с доходностью в некоторых отраслях.
Обычно доля убыточных компаний составляет 15–20%, в развитых странах — около 10–20%, а показатель в 30% характерен для развивающихся рынков в условиях кризиса.
Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергей Катырин объяснил убытки высокой ключевой ставкой Центробанка, которая значительно увеличила стоимость обслуживания долга, ростом издержек, удорожанием логистики и изменениями в налоговом законодательстве.
Доцент кафедры международного бизнеса РЭУ имени Плеханова Анастасия Прикладова добавила, что на ситуацию влияет рост зарплат на 15% по итогам года. Это дополнительно увеличивает расходы компаний при стагнирующих доходах.
По оценке Росстата, наибольшие убытки несут угольная отрасль, а также производство и распределение пара и горячей воды, водоснабжение и водоотведение и утилизация отходов — отрасли, связанные с жилищно-коммунальными услугами. Не намного лучше ситуация в сухопутном пассажирском транспорте и научных исследованиях, где сокращаются гранты и инвестиции.
В каждой из этих сфер более половины предприятий работают в минус.
Лучше всего дела обстоят в производстве бумаги, резиновых и пластмассовых изделий, текстиля и лекарств, а также в оптовой торговле.
Все эти отрасли имеют стабильный спрос и относительно низкую капиталоёмкость.
Чернов пояснил, что рост числа убыточных компаний приводит к снижению налоговых поступлений, падению инвестиционной активности и увеличению долговой нагрузки.
В перспективе это может перерасти в массовые банкротства и дальнейший рост цен, так как оставшиеся на рынке компании начнут повышать стоимость товаров и услуг.
Катырин считает, что текущие макроэкономические условия усугубляют проблемы, и для их решения необходимы действия правительства.
Эксперты считают, что помочь отраслям могут масштабная господдержка, снижение ключевой ставки и долгосрочные программы модернизации.
Ранее источник, знакомый с ходом подготовки бюджетных проектировок, сообщил, что дефицит федерального бюджета России в 2025 году может превысить показатель 1,7% ВВП, заложенный после коррекции.
По его словам, ресурсная база для налогов сокращается, что влияет на возможности для роста расходов.