В день открытия зимних Олимпийских игр состоялась встреча президента России Владимира Путина и председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Лидеры двух стран обсудили непростую международную обстановку и взяли курс на партнерство. В качестве главных тем обсуждения были международные и правовые вопросы: о распространении идей демократии, об отказе от моноцентричной модели мира, о принципах равного подхода к международным отношениям.
Прокомментировать российско-китайские переговоры The Russian News попросили известного философа, политолога, журналиста, кандидата философских наук Бориса Межуева. По его мнению, по итогам встречи есть над чем задуматься.
«Конечно, мы идем на стратегическое партнерство с Китаем в слабой позиции. Мы идем как своего рода экономический карлик, а Китай, наоборот – как экономический гигант. Для нас это стратегическое партнерство является, по сути, неизбежным и травматическим. Я бы не преувеличивал восторгов по этому поводу, потому что возвращаться к тому же, что было в 1950 году, не хотелось бы. Я напомню, что тогда заключался договор между КНР и Советским Союзом, но уже в обратной позиции, на роли младшего партнера Пекина», – отметил политолог.
Эксперт заявил, что на протяжении трех десятков лет Россия пыталась интегрироваться в европейское сообщество, не имея на то политической возможности.
«Россия на протяжении 30 лет шла в западный мир, будучи неспособной политически вписаться в него, не находя себе места в этом мире. Целые сектора российской промышленности были принесены в жертву тому, что называется глобализацией и принципом свободного рынка. Это было необходимо для бесперебойного обеспечения работы сырьевой промышленности», – пояснил журналист.
Борис Межуев отметил, что в угоду европейским рынкам были потеряны целые отрасли российской промышленности. Невозможность интеграции в западный мир стала для России причиной разворота на Восток.
«Мы потеряли практически всю легкую промышленность, практически все автомобилестроение, и еще много чего. Все это было сделано исключительно ради необходимости экономической интеграции в Европу, но мы так прекрасно интегрировались, что расходимся с Европой в качестве придатка другой великой цивилизации», – сказал собеседник издания.
По мнению философа, ничего хорошего от вынужденного союза с Китаем ждать не приходится, но это период, который наша страна должна пройти.
«То, что происходит, – неизбежно, очевидно. Видимо, этого невозможно избежать, но это то тот период, к которому надо готовиться. Когда распался Советский Союз, стало понятно, что наступают не те прекрасные и замечательные времена, о которых мы мечтали, а наступают тяжелые сумерки. Сейчас тоже наступают тяжелые сумерки, и это тот период, который нам нужно пройти», – заключил политолог.
Напомним, что российско-китайские переговоры были ожидаемым событием. Они прошли в контексте выдвинутой Владимиром Путиным инициативы Большого Евразийского партнерства. Отмечается, что интеграционные процессы способны ускорить практическую реализацию концепции Большого шелкового пути.