Цифровизация банков привела к новым угрозам для клиентов
Цифровизация банковских услуг принесла гражданам удобство, но вместе с тем повысилась угроза манипуляции людьми.
Об этом предупредила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на конференции «Фокус на клиента». Она привела пример механизма оформления продукта, когда клиенту предлагают просто нажать на кнопку и подтвердить согласие с характеристиками.
Мало кто смотрит, что находится за этой кнопкой, а там может быть «целый ворох разных инструментов и услуг», о которых человек даже не догадывается. Набиуллина отметила, что таких примеров много, и регулятор будет реагировать на жалобы граждан и отслеживать попытки банков навязать лишние услуги.
Глава ЦБ назвала мисселлинг, то есть продажу менее выгодных финансовых продуктов вместо других, главным пороком банковской системы. Она отметила заметные, но не кардинальные изменения к лучшему: в 2024 году число жалоб на навязывание услуг снизилось на 40%, а на мисселлинг — в три раза.
Эксперты отмечают, что полный отказ от наличности потребует тотальной цифровизации государства, но это несёт дополнительные риски. Например, придётся решать проблему доступности цифровых услуг для всех, возрастёт ущерб от технических сбоев и кибератак.